Троит двигатель ЗАЗ Форза
В статье:
- Как проявляется троение двигателя
- Что и как следует проверять, если двигатель ЗАЗ Форза троит
- Модуль зажигания
- Нарушение состава воздушно-топливной смеси
Субкомпактный хэтчбек ЗАЗ Форза оснащен полуторалитровым бензиновым силовым агрегатом ACTECO SQR477F, мощность которого составляет 109 л.с. Каждый из его четырех цилиндров имеет по 4 клапана. Распределенным впрыском бензина в цилиндры и зажиганием управляет электроника. В газораспределительном механизме используется один распредвал, имеющий 12 кулачков. Каждая пара выпускных клапанов открывается одним кулачком, у впускных — отдельный кулачок на каждый клапан.
Двигатель SQR477F имеет неплохие характеристики мощности, динамики и экономичности. Он достаточно надежен, его номинальный ресурс до капитального ремонта составляет 300 тысяч километров пробега. Мотор обладает хорошей ремонтопригодностью, а с запчастями для него нет проблем. Не случайно данный агрегат оказался весьма востребованным, его можно встретить и на многих других автомобилях.
Несмотря на надежность, двигатель может иногда давать сбои, троить, глохнуть. При надлежащем техническом обслуживании серьезные поломки непосредственно мотора SQR477F встречаются довольно редко. Чаще причины нестабильной работы кроются в системезажигания, подачи топлива или неисправных датчиках.
Появление троения требует незамедлительного реагирования. В противном случае проблема может получить дальнейшее развитие. Повреждение могут получить различные детали цилиндропоршневой группы. Не исключено, что в итоге потребуется капремонт двигателя.
Как проявляется троение двигателя
Троение двигателя означает, что в одном из цилиндров процесс сгорания воздушно-топливной смеси происходит ненормально. Иными словами, смесь сгорает лишь частично или же вообще отсутствует ее воспламенение. В последнем случае цилиндр полностью выключается из работы мотора.
Естественно, что самым первым и самым заметным признаком троения является падение мощности.
Другой явный симптом — существенное усиление вибрации двигателя. Хотя трястись мотор может и по другим причинам, например, из-за износа подушек, что у агрегата ЗАЗ Форза случается не так уж редко.
Нередко из выхлопной трубы доносятся хлопки. Такие звуки всегда указывают на проблемы с двигателем, но если хлопки равномерные, значит, нарушена нормальная работа одного из цилиндров.
Кроме того, троение часто становится причиной проблем с пуском непрогретого мотора.
Спутником троения также является повышенный расход бензина.
Троить двигатель может во всех режимах или в каком-то одном, постоянно или периодически.
Что и как следует проверять, если двигатель ЗАЗ Форза троит
Чаще всего работа одного из цилиндров нарушается из-за неисправностей системы зажигания. Оно может быть неотрегулированным, слишком ранним или слишком поздним, искра может быть слабой или вовсе отсутствовать.
Свечи
Начать стоит с проверки свечей, хотя бы потому, что сделать это проще всего. Убедитесь в том, что электроды не имеют существенного износа, изолятор не должен иметь повреждений, а его цвет в норме коричневый, желтоватый или серый. Мокрую почерневшую свечу сразу следует заменить.
Иногда периодическое троение вызывается нагаром на свече. В этом случае очистка изолятора может решить проблему.
Внимательный осмотр свечи укажет на возможную причину нестабильной работы мотора.
Копоть на изоляторе говорит об обогащенной смеси. Проверьте состояние воздушного фильтра. Кроме того, некорректно может работать датчик абсолютного давления и температуры воздуха, на основании его данных ЭБУ определяет угол опережения зажигания и длительность импульса включения форсунки. Датчик находится на впускном коллекторе.
Отложения красного цвета обычно возникают по причине низкого качества бензина. Они могут вызывать замыкание центрального электрода на корпус, из-за чего происходят пропуски зажигания.
Бежевая корка также обычно связана с некачественным горючим. Ее образованию способствует проникновение масла в камеру сгорания. Проверьте и замените маслосъемный колпачок на направляющей клапана.
Если на свече имеются явные следы смазки, это говорит о существенном попадании масла в камеру сгорания. В этом случае светит ремонт поршневой группы или ГБЦ.
Модуль зажигания
Данный узел расположен сбоку крышки ГБЦ со стороны коробки передач. Он выдает напряжение 34 kV, которое используется для получения искры между электродами свечи. Особенностью модуля зажигания ЗАЗ Форза является то, что она состоит из двух первичных и двух вторичных обмоток, которые подключаются поочередно и запускают искрообразование сразу на двух свечах.
A — общий провод (масса) первичной обмотки №1, цвет провода красный с белой полосой, подключен к контакту E01 ЭБУ;
B — питание +12 V для первичных обмоток;
C — общий провод (масса) первичной обмотки №2, цвет провода белый, подключен к контакту E17 ЭБУ;
D — высоковольтные провода.
Сопротивление первичных обмоток должно составлять 0,5 ± 0,05 Ом.
Снимите высоковольтные провода со свечей 1-го и 4-го цилиндра и замерьте сопротивление вторичных обмоток. Оно должно быть в пределах 8,8...10,8 кОм.
Если есть возможность, замерьте также индуктивность обмоток. У первичных она в норме 2,75 ± 0,25 мГн, у вторичных — 17,5 ± 1,2 мГн.
Высоковольтные провода также необходимо проверить. Состояние их изоляции и клемм не должно вызывать сомнений, в противном случае замените проводку и проверьте работу двигателя. Есть способ проверки проводов в темноте — если они где-то искрят при запущенном моторе, значит, до свечей напряжение доходить не будет.
Форсунки
Это следующее, что следует проверить. Форсунки нередко засоряются, особенно, если использовать грязный бензин и забывать о регулярной замене топливного фильтра. Если в троении виновата засоренная форсунка, проблема обычно становится более заметной во время разгона.
Если распылитель требует очистки, это можно сделать с помощью растворителя или жидкости для очистки карбюратора. Только ни в коем случае нельзя погружать форсунку в очиститель полностью, чтобы не вызвать повреждение электрической части. Не у всех получится достаточно грамотно произвести очистку распылителя форсунки, поэтому с этой проблемой лучше обратиться на СТО.
К разъему форсунки подходят два провода — сигнальный с контакта E63 ЭБУ и питание +12 V. Отсоедините фишку и замерьте сопротивление обмотки на контактах форсунки, оно должно составлять 11...16 Ом.
Можно поступить и проще — заменить подозрительную форсунку на заведомо рабочую и посмотреть, что изменится.
Нарушение состава воздушно-топливной смеси
В цилиндры может подаваться слишком много или слишком мало воздуха. В обоих случаях, сгорание смеси не будет нормальным, или же она вообще не будет воспламеняться.
Причиной дефицита воздуха чаще всего становится забитый воздушный фильтр, реже — грязь в дроссельной заслонке. Обе проблемы устраняются достаточно просто.
Сложнее найти и устранить причину избытка воздуха в смеси. Здесь возможно нарушение герметичности воздуховода впускного коллектора, прокладки ГБЦ или других уплотнителей. Замена прокладки — дело довольно хлопотное, но если уверены в своих силах, можете приобрести прокладку ГБЦ для ЗАЗ Форза и поменять самостоятельно.
Пониженная компрессия
Если поиск причин троения не увенчался успехом, остается проверить компрессию. Заниженная компрессия в отдельном цилиндре возможна из-за пригоревших или поврежденных поршневых колец, а также из-за неплотного прилегания клапанов к седлам. Не исключен и пробой прокладки ГБЦ. Иногда спасти ситуацию удается очисткой цилиндра от нагара. Но, как правило, пониженная компрессия приводит к серьезному ремонту силового агрегата.
Ну а если и с компрессией все в порядке, а троение все равно присутствует, значит, можно предположить наличие ошибок в работе электронной системы управления двигателем, включая многочисленные датчики и исполнительные механизмы. Здесь уже самостоятельно справиться вряд ли удастся, понадобится компьютерная диагностика и помощь специалистов.