+380 99 509 60 69 Интернет-магазин
Время работы ежедневно с 8:00 до 19:00
Сеть магазинов
Время работы будни с 8:00 до 18:00
суббота с 8:00 до 15:00
выходной: воскресенье
×

Топливные фильтры. Выбираем с умом

21 Апреля 2019 | 63

Фильтрующие элементы, устанавливаемые в топливной системе, защищают двигатель от посторонних частиц, непременно присутствующих в том или ином количестве даже в качественном, чистом горючем, не говоря уже о том, которым приходится заправляться на украинских АЗС.

Посторонние примеси могут попадать в горючее не только на этапе производства, но и в процессе транспортировки, перекачки или хранения. Речь не только о бензине и дизельном топливе — фильтровать необходимо и газ тоже.

Хотя топливный фильтр едва ли можно отнести к сложным устройствам, тем не менее, когда возникает необходимость замены, вопрос выбора подходящего устройства может поставить в тупик.

Грубая и тонка очистка топлива

Чтобы не ошибиться, подбирая топливный фильтр для своего автомобиля, нужно разбираться в назначении, характеристиках и особенностях применения устройства того или иного типа.

Во-первых, устройства отличаются по степени очистки топлива — грубой, нормальной, тонкой и особо тонкой. На практике по тонкости фильтрации чаще всего выделяют две группы:

  • грубой очистки — не пропускают частицы размером 50 мкм и более;

  • тонкой очистки — не пропускают частицы размером более 2 мкм.

При этом следует различать номинальную и абсолютную тонкость фильтрации. Номинальная означает, что отсеивается 95 % частиц указанного размера, абсолютная — не менее 98%. Если, к примеру, элемент имеет номинальную тонкость фильтрации 5 мкм, то он задержит 95 % частиц размером 5 микрометров (микрон).

На легковых автомобилях фильтр грубой очистки, как правило, является частью топливного модуля, устанавливаемого в топливном баке. Обычно это сеточка на входе топливного насоса, которую рекомендуется время от времени чистить.

Устройство для тонкой очистки представляет собой отдельный элемент, который может располагаться в подкапотном пространстве, под днищем или в других местах, в зависимости от конкретной модели машины. Обычно именно его имеют в виду, когда говорят о топливном фильтре.

Классификация и характеристики топливных фильтров

По способу фильтрации можно выделить элементы с поверхностной и объемной адсорбцией.

В первом случае используются относительно тонкие листы пористого материала. Частицы примесей, чьи размеры превышают размер пор, не проходят сквозь них и оседают на поверхности листов. Для фильтрации часто применяется специальная бумага, но возможны и другие варианты — тонкий войлок, синтетические материалы.

В устройствах с объемной адсорбцией материал также пористый, однако он толще и для отсева грязи используется не только поверхность, но и внутренние слои. Фильтрующий элемент может представлять собой прессованную керамическую крошку, мелкие древесные опилки или нити (катушечные фильтры).

По типу двигателя топливные фильтры делятся на 4 группы — для карбюраторных, инжекторных, дизельных моторов и агрегатов, работающих на газообразном топливе.

Карбюраторный двигатель — наименее требовательный к качеству бензина, потому и фильтрующие элементы для него попроще. Они должны задерживать примеси размером от 15…20 мкм.

Инжекторный двигатель, работающий на бензине, требует более высокой степени очистки — фильтр не должен пропускать частицы, размер которых превышает 5…10 мкм.

Для дизельного топлива тонкость фильтрации твердых частиц составляет 5 мкм. Однако дизтопливо может содержать в своем составе также воду и парафины. Вода ухудшает воспламенение горючей смеси в цилиндрах и вызывает коррозию. А парафин при низкой температуре кристаллизуется и может забить фильтр. Поэтому в фильтре для дизельного мотора должны быть предусмотрены средства борьбы с этими примесями.

На автомобилях, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО), система фильтрации существенно отличается. Сначала в два этапа производится очистка пропан-бутана, который находится в баллоне в жидком состоянии. На первом этапе топливо проходит грубую фильтрацию с помощью сетчатого элемента. На втором этапе происходит более тщательная очистка в редукторе с помощью фильтра, который из-за условий работы должен выдерживать значительные перепады температуры. После этого топливо уже в газообразном состоянии проходит через фильтр тонкой очистки, который должен задерживать влагу и маслянистые вещества.

По месту расположения фильтр может быть погружной, например, сеточка грубой очистки в топливном модуле, который погружается в бак с горючим, и магистральный. Почти все фильтры тонкой очистки являются магистральными и размещаются обычно на входе в топливную магистраль.

Иногда тонкая фильтрация топлива осуществляется непосредственно в топливном насосе. Подобный вариант встречается, например, в некоторых японских автомобилях. В таких случаях самостоятельная замена фильтра может оказаться большой проблемой, возможно даже, что придется менять насос в сборе.

Конструкция фильтрующих элементов

Фильтры для очистки горючего могут иметь неразборную конструкцию, а могут выпускаться в разборном корпусе со сменным картриджем. Принципиального отличия во внутреннем устройстве между ними нет.

Самое простое устройство имеют фильтры для карбюраторных двигателей. Так как давление в топливной системе относительно мало, то и требования к прочности корпуса тоже довольно скромные — часто он сделан из прозрачного пластика, через который видна степень загрязненности фильтра.

Для инжекторных моторов горючее подаются на форсунки под значительным давлением, а значит и корпус топливного фильтра должен быть попрочнее — обычно его делают из нержавейки.

Корпус, как правило, цилиндрический, хотя бывают и коробки прямоугольной формы. У обычного прямоточного фильтра имеется два штуцера для подключения патрубков — входной и выходной.


1.jpg


В некоторых случаях может быть и третий штуцер, который используется для отвода излишков топлива обратно в бак, если давление превышает норму.

Подсоединение топливопроводов возможно как с одной стороны, так и с противоположных торцов цилиндра. При подключении трубок нельзя менять местами вход и выход. Правильное направление движения топлива обычно указано на корпусе стрелкой.

Встречаются также так называемые накручиваемые фильтры, корпус которых имеет резьбу на одном из торцов. Для включения в магистраль они просто вкручиваются в соответствующее посадочное место. Топливо входит через отверстия, расположенные по окружности цилиндра, а выход находится в центре.


2.jpg


Кроме того, существует такой тип устройств, как фильтр-патрон. Он представляет собой металлический цилиндр, внутрь которого вставляется сменный картридж.


3.jpg


Листовой фильтрующий элемент складывается гармошкой либо накручивается по спирали. Керамический или древесный фильтрующий элемент с объемной очисткой представляет собой спрессованный брикет цилиндрической формы.

Более сложную конструкцию имеет устройство для очистки дизтоплива. Для предотвращения кристаллизации воды и парафинов при низкой температуре такие фильтры часто имеют нагревательный элемент. Такое решение также облегчает запуск мотора зимой, когда замерзшая солярка может напоминать густой гель.

Для удаления конденсата фильтр оснащается сепаратором. Он отделяет влагу от топлива и отправляет ее в отстойник, который имеет сливную пробку или кран.


4.jpg


Во многих автомобилях на приборной доске имеется лампочка, сигнализирующая о необходимости слить скопившуюся воду. Сигнал избытка влаги формируется датчиком воды, который устанавливается в фильтре.

А если без фильтра…

Можно, конечно, обойтись без очистки горючего. Только вот далеко вы не уедете. Весьма скоро сопла форсунок окажутся забитыми грязью, что приведет к затруднению впрыскивания топлива в цилиндры. В камеры сгорания будет попадать обедненная смесь, и это немедленно скажется на работе двигателя. Мотор будет всё хуже заводиться, станет глохнуть, едва вы попытаетесь тронуться с места. Холостой ход будет неустойчивым, в движении двигатель потеряет мощность, будет дергаться, троить, захлебываться, проблемой станет обгон и движение на подъеме.

Хлопки и чихание будут наблюдаться не только у инжекторных, но и у карбюраторных агрегатов, у которых примеси в горючем забьют топливные жиклеры.

Грязь беспрепятственно будет попадать в камеры сгорания, оседать на их стенках и еще больше ухудшать процесс сгорания топлива. В какой-то момент соотношение горючего и воздуха в смеси достигнет критического значения и воспламенение просто прекратится.

Не исключено, что до этого дело даже не дойдет, потому что раньше произойдет другое событие — топливный насос, вынужденный прокачивать горючее через засоренную систему, выйдет из строя из-за постоянной перегрузки.

Итогом станет замена насоса, ремонт силового агрегата, чистка или замена форсунок, топливных магистралей и другие малоприятные и затратные вещи.

Уберегает от этих неприятностей небольшая и не очень дорогая деталь — топливный фильтр. Однако важно не только его наличие, но и своевременная замена. Забитый фильтр точно так же повысит нагрузку на топливный насос и обеднит смесь, поступающую в цилиндры. А мотор ответит на это падением мощности и неустойчивой работой.

Правильный выбор

Если используемый в вашей машине топливный фильтр имеет неразборную конструкцию, не тратьте зря время, пытаясь его прочистить, как это советуют некоторые умельцы. Приемлемый результат вы не получите.

Выбирая фильтр для замены исчерпавшего свой ресурс элемента нужно в первую очередь руководствоваться указаниями изготовителя силового агрегата.

Приобретаемый фильтр должен соответствовать типу двигателя вашего авто, иметь конструктивную совместимость, обеспечивать такую же пропускную способность и степень очистки (тонкость фильтрации), что и оригинальный элемент. При этом не имеет принципиального значения, что конкретно используется в качестве фильтрующего материала — целлюлоза, прессованные опилки, полиэстер или что-то другое.

Самый надежный вариант при покупке — оригинальная деталь, но ее цена может оказаться неоправданно высокой. Разумной альтернативой будет приобретение фильтра стороннего производителя с такими же параметрами, как у оригинала.

Если не уверены в том, что хорошо понимаете, какой именно элемент вам нужен, можете доверить выбор продавцу, назвав ему модель и год выпуска автомобиля. Только покупать лучше либо у надежного продавца в интернете, например, в магазине Китаец, либо в проверенном офлайн-магазине.

Не стоит слишком гнаться за дешевизной и делать покупку в сомнительном месте — легко можно нарваться на подделку, их на автомобильном рынке очень много. В себестоимости качественного фильтра более половины суммы расходов приходится на бумагу. Этим пользуются недобросовестные производители, используя в своих продуктах дешевый низкокачественный фильтрующий материал либо делая укладку слишком рыхлой. В результате толку от такого фильтра почти никакого, а вред может оказаться существенным. Если фильтровальная бумага ненадлежащего качества, она будет плохо отсеивать примеси, ее собственные ворсинки могут попадать в топливную магистраль и забивать форсунки, она может порваться под давлением и пропускать большую часть мусора. Корпус, сделанный из дешевого пластика, может не выдержать давления и перепадов температуры и лопнуть.

Если все же покупаете на рынке, внимательно осмотрите деталь, убедитесь в том, что качество исполнения не вызывает сомнений, обратите внимание на логотипы, маркировку, упаковку.

Если у вас дизельный двигатель, подбирать фильтр нужно особенно тщательно. Недостаточная пропускная способность снизит возможности прокачки топлива, а значит, в морозную погоду вы рискуете не завестись. Малая емкость отстойника для воды увеличит вероятность попадания влаги в мотор со всеми вытекающими последствиями. Низкая степень очистки приведет к засорению форсунок.

Бензиновые ДВС с непосредственным впрыском также очень чувствительны к чистоте горючего. Для такого типа моторов нужно выбирать только высококачественный топливный фильтр.

Если говорить о производителях, то самым высоким качеством отличаются немецкие фильтры HENGST, MANN и KNECHT/MAHLE. Правда, и цена у них весьма немалая. Примерно в полтора раза дешевле продукты французской фирмы PURFLUX и американской DELPHI, при этом их качество почти не уступает указанным выше немцам. Давно и хорошо зарекомендовали себя такие производители как CHAMPION (США) и BOSCH (Германия). У них относительно невысокие цены, однако по некоторым оценкам качество продукции BOSCH может иметь существенный разброс в зависимости от страны, в которой она производится.

В среднем ценовом сегменте неплохие отзывы имеют фильтры польских брендов FILTRON и DENCKERMANN, украинского ALPHA FILTER, американского WIX FILTERS, японского KUJIWA, итальянских CLEAN FILTERS и UFI.

Что касается фирм-упаковщиков — TOPRAN, STARLINE, SCT, KAGER и другие, — то покупка их недорогой продукции, может оказаться лотереей.

Подождите...