Как подобрать моторное масло по марке авто?
В статье:
- Какую функцию выполняет моторное масло?
- Какие виды моторного масла существуют?
- Чем отличаются моторные масла?
- Как подобрать масло по вин коду?
- Как подобрать масло по параметрам?
От правильного выбора моторного масла зависит, насколько долго и беспроблемно прослужит двигатель вашего автомобиля. Ассортимент имеющихся в продаже масел весьма велик и может смутить неопытного автолюбителя. Да и водители со стажем иногда ошибаются, пытаясь подобрать что-нибудь получше.
Не следует поддаваться навязчивой рекламе, предлагающей универсальное решение всех проблем сразу. Подбирать нужно то масло, которое оптимально подходит именно вашему двигателю, с учетом условий эксплуатации.
Какую функцию выполняет моторное масло?
Моторное масло выполняет не одну, а несколько важных функций:
- охлаждение горячих деталей двигателя и его движущихся частей;
- снижение трения: моторное масло способствует повышению эффективности работы двигателя и снижению расхода топлива;
- защита механических деталей от износа и коррозии: что гарантирует длительный срок службы и эффективность двигателя;
- сохранение чистоты двигателя, благодаря удалению загрязнений через масляный фильтр и при замене масла.
Какие виды моторного масла существуют?
По химическому составу моторное масло делится на три типа – синтетическое и полусинтетическое, минеральное.
Синтетическое. Получается способом органического синтеза. Сырьем обычно служат переработанные и тщательно очищенные нефтепродукты. Может использоваться для всех типов двигателей. Обладает высокой стойкостью к окислению и по мере своей отработки почти не оставляет отложений на деталях агрегата. Синтетическая смазка сохраняет стабильную вязкость в широком диапазоне температур и значительно превосходит минеральное в тяжелых режимах эксплуатации. Хорошая проникающая способность позволяет замедлить износ двигателя и облегчает холодный пуск.
Главный недостаток синтетических масел – высокая цена. Однако необходимость применения именно такой смазки возникает не часто. Синтетику следует использовать при экстремальных морозах (ниже -30°С), при постоянных предельных режимах работы двигателя или когда масло с малой вязкостью рекомендует использовать производитель агрегата. В остальных случаях вполне можно обойтись смазкой на более дешевой основе.
Следует иметь в виду, что переход с минералки на синтетику в старых двигателях может вызывать течь в сальниках. Причина кроется в трещинах на резиновых прокладках, которые при использовании минерального масла забиваются отложениями. А синтетика в процессе эксплуатации интенсивно вымывает грязь, открывая путь к утечкам масла и попутно забивая масляные каналы. Кроме того, создаваемая синтетикой масляная пленка слишком тонкая и не компенсирует увеличенные зазоры. В итоге износ старого двигателя может еще больше ускориться. Поэтому если у вас уже достаточно изношенный агрегат с пробегом 150 тысяч километров и выше, от синтетики лучше отказаться.
Полусинтетика. Годится для карбюраторных и инжекторных двигателей, бензиновых и дизельных. Производится путем смешивания минеральной и синтетической основы. При этом минеральная часть составляет обычно около 70%. В состав добавляют высококачественные присадки.
По стоимости превосходит "минералку", но дешевле чистой синтетики. Полусинтетическое масло более стойко к окислению и расслаиванию, нежели минеральное. Обладает высокой проникающей способностью и позволяет замедлить износ двигателя. Хорошо очищает детали от грязи и отложений, обеспечивает защиту от коррозии.
Недостатки – плохо переносит сильный мороз и экстремальные режимы эксплуатации. Полусинтетика может служить промежуточным вариантом, если есть желание перейти с минеральной смазки на синтетику. Подходит как для новых, так и для изношенных силовых агрегатов.
Минеральное. Подходит для автомобилей с карбюраторным двигателем. Имеет доступную цену благодаря простой технологии изготовления. Обладает хорошими смазывающими свойствами, создает стабильную масляную пленку и мягко очищает двигатель от отложений.
Главный недостаток – значительное повышение вязкости при низкой температуре. В мороз "минералка" плохо прокачивается и сильно затрудняет холодный запуск. Загустевшая смазка в недостаточном количестве поступает к деталям двигателя, что ускоряет их износ. Минеральное масло также плохо работает при высоких нагрузках.
В процессе эксплуатации при нормальных и повышенных рабочих температурах присадки довольно быстро выгорают, в результате масло стареет и требует частой замены.
По соотношению цена/качество минеральное моторное масло во многих случаях будет оптимальным выбором, особенно в регионах с мягкой зимой. Главное – не забывать вовремя его менять.
Чем отличаются моторные масла?
Итак, с видами масел определились, теперь поговорим о не менее важной характеристике – вязкости. При работе двигателя его внутренние узлы трутся друг о друга с огромной скоростью, что влияет на их нагрев и износ. Чтобы этого не случилось, важно наличие специальной защитной прослойки в виде масляной смеси. Также она играет роль герметика в цилиндрах. Густое масло имеет повышенную вязкость, оно будет создавать дополнительное сопротивление деталям при движении, увеличивая нагрузку на двигатель. А достаточно жидкое попросту будет стекать, увеличивая трение деталей и изнашивая металл.
С учетом того, что любое масло густеет при отрицательных температурах и разжижается при нагреве, Американское сообщество автомобильных инженеров разделило все масла по вязкости на летние и зимние. Согласно классификации SAE, летнее моторное масло обозначалось просто цифрой (5, 10, 15, 20, 30, 40, 50, 60). Указанное значение отображает вязкость. Чем большей оказывается цифра, тем более вязким является летнее масло. Соответственно, чем выше температура воздуха летом в данном регионе, тем с большим показателем нужно было покупать масло, чтобы оно оставалось достаточно тягучим в жару.
К группе зимних смазочных материалов принято относить продукты по SAE от 0W до 20W. Буква W является сокращением от английского слова winter – зима. А цифра также, как и с летними маслами, указывает на их вязкость, и говорит покупателю о том, какую самую низкую температуру сможет выдержать масло, не нанеся вреда силовому агрегату (20W – не ниже -10°С, самое морозостойкое 0W – не ниже -30°С).
Сегодня четкое деление на масло для лета и зимы отошло на задний план. Другими словами, исчезла необходимость менять смазку с учетом теплого или холодного сезона. Это стало возможным благодаря так называемому всесезонному моторному маслу. В результате отдельные продукты только для лета или для зимы сейчас практически не встречаются в свободной продаже. Всесезонное масло имеет обозначение типа SAE 0W-30, являясь своеобразным симбиозом обозначений летнего и зимнего масла. В таком обозначении имеются два числа, определяющие вязкость. Первая цифра указывает на вязкость при низких температурах, а вторая на вязкость при высоких.
Как подобрать масло по вин коду?
Когда возникает необходимость выбора конкретной марки для замены масла, лучшим советчиком может быть только сам производитель вашего авто. Поэтому прежде всего следует открыть эксплуатационную документацию и внимательно ее изучить.
Понадобится выяснить следующие характеристики для подбора смазки по VIN-коду:
- марка автомобиля и конкретная модель;
- год выпуска транспортного средства;
- класс автотранспорта;
- рекомендации производителя;
- объем двигателя;
- длительность эксплуатации машины.
В сервисном мануале должны быть указаны допуски производителей и требования по двум основным параметрам моторного масла:
- Вязкость по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers);
- Эксплуатационный класс по стандарту API (American Petroleum Institute), ACEA (European Automobile Manufacturers’ Association) или ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee);
При отсутствии сервисной документации, лучше проконсультироваться с представителями дилерской СТО, которая занимается обслуживанием автомобилей вашей марки.
Если не хотите или не имеете возможности приобрести оригинальное фирменное масло, можно купить продукт стороннего производителя. Предпочтение следует отдавать тому, который прошел сертификацию у соответствующего автопроизводителя, а не просто имеет надпись "соответствует требованиям...". Приобретать лучше у официальных дилеров или в крупных сетевых магазинах, чтобы не нарваться на фальсифицированную продукцию.
Как подобрать масло по параметрам?
Вязкость по стандарту SAE - это главный параметр при подборе моторного масла. Не случайно он всегда выделен на канистре крупным шрифтом. О нем уже упоминалось выше, так что скажем лишь главное правило выбора масла по стандарту SAE. ЗАПОМНИТЕ цифру -35 и прибавляйте к ней число, стоящее перед буквой W. Например, 10W-40: к -35 + 10 получаем -25 - это та температура окружающей среды, при которой масло еще не застыло. В январе температура может опускаться до -28 бывает. Так что, если вы подберете масло 10W-40, есть большая вероятность того, что вам придется воспользоваться метро. И даже если авто заведется, то двигатель и аккумулятор получат большую нагрузку.
Классификация API. Примеры: API SJ/CF, API SF/CC, API CD/SG, API CE, API CE/CF-4, API SJ/CF-4 EC 1.
Читать эту маркировку следует так: S - масло для бензиновых, С - для дизелей, EC - для энергосберегающих. Буквы, стоящие далее, говорят об уровне качества для соответствующего типа двигателя: для бензиновых от A до J, для дизелей от A до F. ЧЕМ БУКВА ДАЛЬШЕ ПО АЛФАВИТУ, ТЕМ ЛУЧШЕ.
Цифра, стоящая после букв - API CE/CF-4, - означает, для какого двигателя предназначено масло, 4 - для четырехтактного, 2 - для двухтактного.
Бывает и универсальное масло, которое подходит и для бензиновых, и для дизельных. Оно обозначается так: API CD/SG. Прочитать это просто - если написано CD/SG - это БОЛЕЕ ДИЗЕЛЬНОЕ масло, если SG/CD - это значит БОЛЕЕ БЕНЗИНОВОЕ.
Обозначение EC 1 (к примеру, API SJ/CF-4 EC 1) - означает процент экономии топлива, т.е. цифра 1 - не менее 1,5% экономии; цифра 2 - не менее 2,5%; цифра 3 - не менее 3%.
Классификация по ACEA. Это сводка ужесточенных требований к эксплуатации и конструкции двигателей в Европе. В АСЕА выделяют три класса масла:
- «А/В» - для бензиновых и дизельных моторов легковушек;
- «С» для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей с катализаторами и сажевыми фильтрами;
- «Е» - для дизельных агрегатов грузовиков и спецтехники.
В каждом классе есть свои категории - А1/В1, A3/В3, А3/В4, А5/В5 либо С1, С2 и С3. Они говорят о различных характеристиках. Так, масло категории А3/В4 применяются в форсированных бензиновых моторах.
Обычно производитель указывает на канистре все три класса - SAE, API и ACEА, но при выборе рекомендуем ориентироваться на классификацию по SAE.