УкраїнськаРосійська
Приветствуем, войдите в кабинет

Как выбрать трансмиссионное масло?

В статье:

Масло для трансмиссий – это специальный состав, использующийся для защиты деталей коробки переключения передач, коробки основных передач ведущих мостов, раздаточной коробки, рулевых механизмов, а также различных видов цепных и зубчатых передач (редукторов).

Принцип действия трансмиссионного масла, заключается в создании защитной пленки, которая надежно покрывает детали и ограждает их от негативных факторов рабочих условий.

Какие функции выполняет трансмиссионное масло?

Как и все смазочные материалы, трансмиссионное масло выполняет ряд функций. Перечислим их:

  • смазка и недопущение износа трущейся поверхности деталей;
  • снижение больших и ударных нагрузок;
  • уменьшение потери мощности, которая связана с преодолением трения;
  • защита агрегатов от коррозии;
  • отводится тепло и продукты износа.

Также следует отметить, что трансмиссионное масло для МКПП снижает уровень шума от входящих в зацепление зубчатых пар.

Какие виды трансмиссионного масла существуют?

2.jpg

Масло в коробке, как и моторное, бывает 3 основных видов - синтетика, полусинтетика и минеральное. Следует отметить, что при выборе жидкости это не является главным критерием подбора. Основное внимание следует обращать на вязкость масла с ее привязкой к рабочим температурам.

Синтетические трансмиссионные жидкости обладают большей текучестью, которая в отличии от минерального масла, не зависит от температуры. Тоже самое можно сказать и о вязкости. Синтетика при изменении температуры практически не меняет вязкостные показатели, в отличие от минерального. Также синтетические жидкости менее подвержены старению и окислению.

Минеральное масло создает эластичную масляную пленку на поверхностях, которая защищает от износа и загрязнений. Но оно более чувствительно к перепадам температур. При низких температурах жидкость загустевает, что дает дополнительную нагрузку на двигатель, которому приходится вращать шестерни КПП или редуктора карданного вала. По мере разогрева масла эти проблемы пропадают.

Тем не менее, если правильно подобрать масло основываясь на рабочих температурах агрегата и условий, в которых он работает, и синтетика и минералкой будут одинаково хорошо работать.

Также существует альтернатива – полусинтетическое трансмиссионное масло. Оно объединяет особенности минералки и синтетики, как положительные, так и отрицательные. Такие жидкости универсальны и обладают хорошими антифрикционными и защитными свойствами.

По сфере применения трансмиссионные масла делятся на:

  • Масла для МКПП, осей и дифференциалов
  • Масла для АКПП (ATF)
  • Для коробок передач вариаторного типа (CVT)
  • Для роботизированных коробок передач (DSG)
  • Для коробок передач с двойным сцеплением (DCT)
  • Тракторные трансмиссионные масла (STOU, UTTO, TDTO)

Классификация трансмиссионных масел

Классификация API делит трансмиссионные смазки для механических коробок передач на несколько групп, в зависимости от эксплуатационных качеств, количества и качества присадок:

  • GL-1 - трансмиссионное масло без присадок;
  • GL-2 - применяется в червячных передачах главным образом в сельхозтехнике;
  • GL-3 - для механических КПП и мостов грузовиков, не годится для гипоидных передач;
  • GL-4 - имеет противозадирные, противоизносные и другие добавки, используется для ручных КПП и рулевых механизмов;
  • GL-5 - предназначено в первую очередь для гипоидных передач, но возможно применение и для иных типов механических трансмиссий, если это предусмотрено автопроизводителем.
  • GL-6 – жидкости для гипоидных передач, которые содержат до 8,5% противоизносных присадок и применяются в КПП автомобилей с мощными двигателями

Использование трансмиссионной смазки более низкого класса, чем предписано производителем для данной модели автомобиля, недопустимо. Применение масла более высокой категории обычно не выгодно из-за значительной разницы в цене.

Для большинства современных синхронизированных механических КПП следует использовать смазку GL-4. Это справедливо для машин с задним и передним приводом.

Производители масел выпускают также универсальные смазки для использования как в КПП с синхронизаторами, так и в КПП с гипоидными передачами. В их маркировке имеется соответствующее указание - GL-4/GL-5.

Трансмиссии автоматического типа бывают различные – гидромеханические, вариаторы, роботизированные. Масло для них нужно подбирать с учетом конструктивных особенностей. В них оно не только выполняет роль смазки, но и служит своего рода гидравлической жидкостью, связывающей элементы КПП между собой.

Для смазочных жидкостей, используемых в автоматических КПП, стандарты API не применимы. Их эксплуатационные свойства регламентируют стандарты ATF производителей трансмиссий.

Класс вязкости определяет параметр SAE, и он дает характеристику, как изменяется вязкость масла при различных температурах, а также разделяет трансмиссионные масла на три категории:

  • Зимнее масло (SAE 75W-90) – это масло хорошо себя показывает в холодное время года. В маркировке к маслу используется литера «W»;
  • Летнее масло (SAE 140 и 250) – это масло применяется в теплое время года или в странах с жаркими климатическими условиями. А в умеренном климате лучше применять масло класса 90. В маркировке к маслу используется литера «W»;
  • Всесезонное масло (SAE 75W-80, 75W-90, 75W-140, 80W-90, 85W-140 и 85W-90) – это масло считается универсальным и используется круглогодично. Маркировка к маслу летняя и зимняя пишется через дефис.

3.jpg

Отличие масел для АКПП (маркируются они как ATF) в том, что к ним применимы более высокие требования, чем к смазке для МКПП. Это масло выполняет как бы роль передатчика механической энергии во всей трансмиссионной системе. Скорее, это гидравлическая жидкость, чем обычное масло.

Эти масла не только в состоянии смазывать зубчатые передачи, но и обеспечивают жидкую среду, а также плавную работу фрикционных механизмов, лучше отводят тепло и защищают от коррозии. Они имеют более высокий индекс вязкости и лучше сопротивляются пенообразованию. Смазка ATF слабее воздействует на сальники и различные эластомеры, чем масло для МКПП. Такие масла должны быть очень стойки и к окислению.

Как подобрать масло по вин-коду?

Правильный подбор смазки для трансмиссии должен выполняться с обязательным учетом требований автопроизводителя. Поэтому первым делом следует заглянуть в инструкцию по эксплуатации вашей машины. Если она у вас отсутствует, можно попытаться найти документацию в интернете.

Большинство производителей автомобильных смазок имеют онлайн-сервисы, которые позволяют выбрать масло по марке автомобиля или идентификационному номеру машины (VIN-коду). Кроме марки и модели автомобиля, желательно знать также тип двигателя и трансмиссии.

Это хороший способ ознакомиться с ассортиментом продукции, однако информация в этих сервисах не всегда бывает исчерпывающей. Поэтому, прежде чем приобретать продукт, не лишним будет дополнительно получить консультацию у официального дилера или свериться с мануалом, соответствует ли выбранное масло рекомендациям автопроизводителя.

Как подобрать масло по параметрам?

Что касается подбора трансмиссионного масла, то следует в первую очередь прислушиваться к требованиям автопроизводителя, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля. Все масла и классификация SАЕ основаны по принципу высокотемпературных либо низкотемпературных вязкостей. Учитывая температурные особенности нашей климатической зоны, оптимальная зимняя вязкость должна соответствовать показателю 80W.

Классификация трансмиссионных масел по SАЕ:

  • 70W - обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -55С.
  • 75W - обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -40С.
  • 80W - обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -26С.
  • 85W - обеспечивают нормальную работу механизмов при минимальной температуре -12С.
  • Масла с маркировкой 80, 85, 90, 140, 250 являются летними и отличаются только по степени вязкости.
УкраїнськаРосійська
Приветствуем, войдите в кабинет
Центр помощи
Телефон горячей линии:
+380 99 509 60 69
Мы в социальных сетях