УкраїнськаРосійська
Приветствуем, войдите в кабинет

Что нужно знать о тормозной жидкости

В статье:

Тормозная жидкость (ТЖ) занимает особое положение среди всех автомобильных жидкостей. Она имеет в буквальном смысле жизненно важное значение, поскольку во многом определяет эффективность тормозной системы, а значит, от нее во многих ситуациях может зависеть чья-то жизнь. Как и любая другая жидкость, ТЖ практически несжимаема и потому мгновенно передает усилие от главного тормозного цилиндра к колесным, обеспечивая торможение транспортного средства.

Классификация и виды жидкости

Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости, остальные их свойства близки. Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT — Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки.

В зависимости от технических показателей, по стандарту DOT, все тормозные жидкости делятся на классы: DOT 3, DOT 4, DOT 4 CLASS 6, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS. Всего три параметра регламентируют соответствие определенному классу DOT:

  • температура кипения «сухой» жидкости;
  • температура кипения «увлажненной» жидкости;
  • вязкость при минус 40°С.

DOT 3. Для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.

2.jpg

DOT 4. Тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками для современных быстроходных автомобилей с повышенными динамическими качествами, преимущественно с диcковыми тормозами на всех колесах.

DOT 4 CLASS 6. Стандарт введен в 2005 году для электронно-управляемых тормозных систем нового поколения (ABS). Сравнивая требования различных стандартов качества, видно существенное ужесточение требований к тормозным жидкостям, предназначенным для систем ABS, более чем в 2 раза по вязкости при отрицательных температурах окружающего воздуха (минус 40 °С). В настоящее время тормозные жидкости, соответствующие данному стандарту, используются на конвейерах международных автопроизводителей.

DOT 5. Изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов (силиконов). Используют, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки. Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где обводненность является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми уплотнителями. Недостатки: DOT 5 нельзя смешивать с тормозными жидкостями на другой основе.

DOT 5.1. Для дорожных спортивных автомобилей, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше. Имеет более высокую точку кипения, как начальную, так и конечную, и обеспечивает превосходную работу по сравнению с DOT 3 или DOT 4.

DOT 5.1/ABS. Предназначены специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной, ни с другой.

Полный свод требований к составу и параметрам тормозных жидкостей изложен в национальных технических стандартах, большинство из которых разработано на основе американских отраслевых норм SAE J-1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS) № 116.

3.jpg

Принцип работы тормозной жидкости

В упрощённом виде принцип работы гидравлической тормозной системы выглядит так. Нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в действие поршень главного тормозного цилиндра. Поршень давит на тормозную жидкость, которой заполнены контуры тормозной системы. Благодаря несжимаемости, жидкость приводит в действие исполнительные тормозные механизмы: поршни выдвигаются из суппортов и надавливают на тормозные колодки, а те - прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Трение между колодками и дисками замедляет машину. Как только водитель отпускает педаль, давление в тормозной системе пропадает - колодки перестают соприкасаться с дисками или барабанами.

4.jpg

*Главное свойство тормозной жидкости - она не должна замерзать на морозе и закипать при нагреве как минимум в пару сотен градусов.

При торможении исполнительные тормозные механизмы чрезвычайно сильно нагреваются, а вместе с ними греется и тормозная жидкость. Если жидкость начнёт кипеть, то она утратит свойство несжимаемости и не сможет передавать необходимое для замедления тормозное усилие. «Педаль стала ватной» — вот наиболее точное описание этой проблемы.

Изменятся свойства неправильной жидкости и на морозе - она может замёрзнуть и превратиться в лёд. В этом случае передавать усилие она также не сможет. Специальная тормозная жидкость полностью замерзает при минус 60–75 градусах или ниже.

Предъявляются к тормозной жидкости и требования иного плана. Она должна смазывать компоненты тормозной системы, не разъедать трубки, шланги, резиновые уплотнители. Словом, это сложный химический «коктейль» со множеством присадок.

Как часто нужно менять тормозную жидкость?

Постепенно ТЖ набирает влагу из воздуха, а рабочие характеристики ухудшаются. Поэтому ее необходимо периодически менять. Нормативный срок замены можно найти в сервисной документации автомобиля. Обычно периодичность составляет от одного до трех лет. Специалисты рекомендуют в общем случае ориентироваться на пробег в 60 000 километров.

Независимо от срока эксплуатации и пробега заменить ТЖ следует после длительного простоя автомобиля или после ремонта тормозных механизмов.

Существуют также приборы, позволяющие измерить содержание воды и температуру кипения тормозной жидкости, что поможет определить необходимость ее замены.

Кратковременный отказ тормозной системы с последующим возвращением к норме является тревожным сигналом, который говорит о том, что содержание влаги в тормозной жидкости превысило допустимый предел. Из-за понижения температуры кипения ТЖ в ней при торможении образуется паровая пробка, которая исчезает по мере охлаждения. В дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Поэтому при появлении такого симптома тормозную жидкость нужно менять немедленно!

*ТЖ нужно менять полностью, нельзя ограничиваться доливом до необходимого уровня.

При замене лучше не экспериментировать и заливать то, что рекомендует производитель автомобиля. Если хотите залить жидкость с другой основой (например, силиконовую вместо гликолевой), потребуется тщательная промывка системы. Но не факт, что результат окажется положительным для вашего автомобиля.

УкраїнськаРосійська
Приветствуем, войдите в кабинет
Центр помощи
Телефон горячей линии:
+380 99 509 60 69