Льготы для электромобилей в Украине: на что может рассчитывать владелец "электрички" в 2023 году?
Сейчас в Украине насчитывается более 50 тысяч электрокаров. Только за прошлый год на территории нашей страны зарегистрировали 13 321 электромобилей, что на 56% больше по сравнению с 2021-м. Украина входит в десятку лидеров по темпам прироста электротранспорта и тема "электричек" становится все актуальнее.
Топливный кризис 2022 года, резкое повышение цен и отсутствие топлива на АЗС стали определенным стимулом купить электромобиль. Сейчас их количество и точек зарядок в Украине уже больше, чем в соседних странах (в Польше в 1,5 раза меньше!). И рынок электромобилей стабильно растет, даже несмотря на обстрелы и блэкауты: за сверхсложный 2022-й он вырос в полтора раза!
Специфика пополнения такого автопарка в Украине не типична для ведущих европейских стран, ведь в основном к нам прибывают подержанные авто. Это обусловлено отсутствием прямых субсидий при покупке нового электромобиля, как это бывает во многих европейских странах. Тем не менее льгот отечественным "электровладельцам" тоже хватает:
- При покупке не нужно платить налог на добавленную стоимость, которая для автомобилей с ДВС составляет 20%. Учитывая отсутствие необходимости заправляться топливом, владелец не платит с него и налог на содержание инфраструктуры (хотя электромобили пользуются дорогами, но над этим вопросом уже работают).
- Не приходится платить ввозную пошлину и налог в пенсионный фонд. Акцизный сбор, который для машин с ДВС зависит от типа топлива и объема двигателя, для электромобилей составляет всего 1 евро за 1 кВт емкости аккумулятора.
**ПРИМЕР. Для сравнения стоимости растаможки рассмотрим бензиновую (2.0), дизельную (1,6), гибридную (1,8) и электрическую (77 кВт/ч) машины 2022 года производства за 25 000 евро каждая. При растаможке электромобиля придется заплатить 77 евро или всего 0,3% от его стоимости. В то же время растаможка дизельного и бензинового авто обойдется в значительные 34-35% от общей стоимости, а гибрида в почти 40%!
Идея льгот для зеленого транспорта была позаимствована из европейских стран, где пользователи электромобилей имеют более широкие привилегии, например, бесплатная стоянка на парковке или скидка на передвижение по платным дорогам.
- Зеленые номера для идентификации экологического транспорта. Для удобства некоторые дорожные знаки тоже теперь с зелеными обозначениями, чтобы водителям электрокаров было легче ориентироваться. Новые знаки дают преимущество электромобилям, позволяя им стоять или двигаться там, где запрещено авто с ДВС. Пока таких мест мало, но их будет становиться больше с каждым годом.
*Специальные зеленые номера Z-серии (от Zero Emission - нулевые выбросы) выдавали с осени 2020 года. Но после того, как буква Z стала символом российской агрессии, такие номерные знаки уже не выдают, но их успели получить почти 16 тыс. авто. Однако сейчас такие номера можно заменить на новые с суффиксом, начинающимся на букву Y (стоимость замены - 862 гривны).
В будущем именно "зеленым номерам" будет разрешено ездить в центре городов и в зеленых зонах. На сегодня инициативу запрета въезда дизельного транспорта в центр города задекларировали только власти Львова. Среди достаточно большого списка есть и создание во Львове Low emission zones, доступ к которым будут иметь транспортные средства определенных классов экологичности или только электротранспорт.
В общем, электромобили в Украине имеют огромную поддержку у государства, а их стоимость привлекательна для наших граждан. Это объясняется льготами для покупки или ввоза зеленого транспорта. Эти нормы временные и действовали сначала до 2022, а потом срок продлили до 2026 года.
Единственный налог, который придется заплатить - акцизный за 1 кВтч автомобиля нужно будет заплатить 1 евро. Например, за Nissan Leaf придется заплатить всего 24 евро. Но и от этого налога импортеров электрокаров хотели освободить - эта норма была в законопроектах №8159 и 8160, но их отозвали. Не исключено, что документы доработают и зарегистрируют в Раде вскоре снова.
Так что сейчас электромобили уже находятся в привилегированном положении по отношению к авто с ДВС, что фактически приблизило их рыночную стоимость. Поэтому в январе 2023 года продажи электрокаров уже достигли 18% рынка новых авто. Что будет до конца года - увидим.