Электромобилизация в Украине: перспективы и пути развития
Количество электромобилей и точек зарядки в Украине уже больше, чем в соседних странах. Например, на украинских дорогах в 1,5 раза больше электромобилей, чем в Польше. И рынок стабильно растет, даже несмотря на обстрелы и блэкауты. За прошлый сверхсложный 2022 год рынок электромобилей вырос в полтора раза.
Наш рынок достаточно специфический: растет за счет импорта подержанных электрокаров. В прошлом году только один из шести ввезенных был новым. Из-за малого объема рынка имеем ограниченное количество официальных дилеров, соответственно - могут быть проблемы с качественным сервисным обслуживанием.
Если же посмотреть на опыт европейских стран, стимулирование рынка происходит не только за счет налоговых преференций, но прежде всего - через субсидии на покупку электромобилей. Например, в Германии субсидии в размере 6750 евро, во Франции - 5000 евро. При этом сейчас Франция планирует изменить формат и предоставлять субсидии на покупку электромобилей именно европейского производства.
Для Украины альтернативой может стать введение преференциальных условий кредитования для покупки электромобилей и аналогичных мер для поддержки продукции собственного производства. А продолжение работы по развитию зарядной инфраструктуры и расширение сети официальных дилеров станут очередной точкой роста электромобильного рынка в Украине.
Весь мир сейчас активно уделяет внимание коммерческому сегменту, где стимулируют электротранспорт, что параллельно способствует развитию малого и среднего бизнеса. Это касается как цен на коммерческий электротранспорт так и сервиса с соответствующей инфраструктурой для него. Примеры которые можно брать за основу там где есть результат - это та же Норвегия, где уже преодолена граница в 85% рынка новых автомобилей занимают электромобили, и наоборот, отменяет льготные условия, которые предоставили такой эффект. Конечно война вносит свои коррективы, но внедрение электротранспорта и применение новейших технологий даст нужный экономический эффект для Украины.
Речь идет о Vehicle-to-grid (V2G) - концепция двустороннего использования электромобилей и гибридов, предусматривающая подключение машины к общей электрической сети для подзарядки авто с возможностью выдачи электроэнергии обратно в сеть для участия в управлении спросом на электроэнергию. У владельцев автомобилей с технологией V2G будет возможность продавать электроэнергию в энергосистему в определенные часы, когда машина не используется, и заряжать авто в те часы, когда электроэнергия дешевле. Также будет возможность подключать автомобили с этой технологией к собственному дому и использовать их как бесперебойное снабжение энергии для дома или офиса.
V2G-технология сейчас широко развивается правительством США, Европы и компанией Google. Конечно, определенным кругам бизнеса эта стратегия несет угрозу, поэтому без законотворческих инициатив и регулирования энергорынка это внедрять нереально.
Для дальнейшей популяризации электротранспорта в Украине следует осуществить 2 шага:
- Способствовать покупке: государственные субсидии или регистрационные льготы для электромобилей.
- Способствовать владению: поддержка развития сети быстрых зарядных станций, особенно на междугородных трассах.
Из менее весомых факторов, это может быть бесплатная парковка (особенно в центре городов), доступ в ограниченные зоны (центры крупных городов), скидки на платных трассах и т.д. - пока не могут быть введены в Украине.
Общая сеть зарядных станций насчитывает около десяти тысяч станций. По развитию инфраструктуры Украина имеет неплохие показатели, на уровне европейских стран. Например, по состоянию на конец 2021 года в Украине было в 2,8 раза больше зарядок, чем в Польше, подчеркивают в пресс-службе Федерации автопрома.
Что касается льгот для ввоза электромобилей и как это может сказаться на рынке. Электромобили сейчас имеют преференциальные условия ввоза - без уплаты пошлины и НДС. Поэтому при импорте электромобиля необходимо уплатить только акциз 1 евро за 1 кВт/ч емкости батареи. И отмена этих преференций может сказаться на спросе, ведь стоимость электромобилей остается выше, чем у автомобилей с ДВС, убеждены в Федерации автопрома Украины.
Фактически много муниципального транспорта во всем мире заменяют электромобилями, но в Украине этот процесс тормозят коррупционные схемы. Были пилотные программы с электробусами, внедрение которого намеренно саботировали и даже портили оборудование. Ведь использование электротранспорта сводит на нет коррупционные схемы, которые успешно работают на транспорте с ДВС, ведь это касается топлива и дорогого обслуживания.
Относительно производства электротранспорта, комплектующих и привлечения крупных игроков - это не только работа ВР Украины по созданию стимулов на законодательном уровне, но и труд всего государства с точки зрения политической воли ради стратегии вопреки определенным лоббистским кругам, которые работают на интересы олигархов, для которых Украина всегда была инструментом легких денег в условиях искусственно созданной закрытой конкуренции, считает Владимир Кулик.
Конечно, после нашей победы для страны будет большой шанс как раз глобально решать инвестиционные вопросы по добыче, например, нужного сырья под электромобильную отрасль - у нас есть богатые месторождения, создание условий развития для украинского производителя и конечно предложения для мировых лидеров отрасли, которым можно предложить строительство заводов как для производства аккумуляторов и их переработки, так и производственные мощности большого ассортимента для электротранспорта. От этого Украина только выиграет.
Украина уже приняла ряд важных решений для развития производства. Приняты стимулы для развития индустриальных парков, недавно заработали законы №1660-IX и 1661-IX для стимулирования производства экологического транспорта. Но заработали только сейчас, спустя почти два года после принятия. В существующих условиях надо действовать более быстро и решительно. Здесь крайне важна защита инвестиций от военных рисков и комплексная поддержка, проактивность и операционная гибкость государства на всех этапах привлечения инвесторов.