Замена ремня ГРМ ЗАЗ Форза
В статье:
Газораспределительный механизм автомобиля ЗАЗ Форза приводится в действие зубчатым ремнем. С его помощью вращение от коленвала передается на распредвал, который управляет открыванием и закрыванием клапанов двигателя.
Когда следует менять привод ГРМ в ЗАЗ Форза
Номинальный срок службы ремня ГРМ в автомобиле ZAZ Forza составляет 40 000 километров. Он может проработать и несколько дольше, но полагаться на это не стоит. Если упустить момент и дождаться его обрыва, следствием станет удар клапанов о поршни. А это уже обернется серьезным ремонтом цилиндро-поршневой группы и далеко не копеечными расходами.
Заодно с ремнем ГРМ стоит заменить и его натяжной ролик, а также приводы генератора и насоса гидроусилителя руля (ГУР), поскольку их рабочий ресурс примерно такой же.
Кроме распредвала от ремня ГРМ приводится в действие и помпа системы охлаждения двигателя. Она служит в среднем 40...50 тысяч километров. Поэтому абсолютно логично будет одновременно заменить и ее.
Разборка
- Снимаем правое переднее колесо и поддомкрачиваем машину.
- Демонтируем пластиковую защиту, если она имеется.
- Сливаем антифриз, если предполагается демонтаж и замена водяной помпы.
- Ослабляем два болта (красные стрелки), фиксирующие насос ГУР в направляющих салазках — понадобятся ключи на 10 и 13.
- Ослабляем натяжение ремня ГУР. Крутим против часовой стрелки регулировочный болт (зеленая стрелка).
- Снимаем ремень ГУР.
- Далее на очереди привод генератора. Чтобы ослабить его, нужно повернуть натяжитель, у которого имеется специальный выступ.
Идеально подходит торцовая головка на 17. Надеваем ее на выступ натяжителя, вставляем в головку большую отвертку или другой подходящий инструмент и поворачиваем натяжитель вперед (по ходу движения автомобиля). Удерживая натяжитель, снимаем ремень со шкива генератора. - Демонтируем верхнюю часть пластиковой защиты привода ГРМ. Она крепится двумя болтами, для которых используем ключ на 10.
- Выкручиваем болт, которым закреплен шкив привода навесного оборудования на коленвале. Здесь потребуется ассистент, который установит 5-ю передачу и выжмет тормоз.
- Снимаем шкив. Если он сидит плотно, нужно поддеть его сзади монтировкой и понемногу раскачивать. Используйте также WD-40.
- Снимаем нижнюю половину защитного кожуха привода ГРМ, открутив два болта на 10.
- Чтобы не сбить фазы газораспределения, потребуется установить коленвал в сервисное положение, в котором поршень 1-го цилиндра двигателя находится в ВМТ. Рычаг переключения передач возвращаем в нейтральную позицию, вкручиваем в коленвал болт крепления шкива дополнительного оборудования и с его помощью гаечным ключом крутим вал по часовой стрелке. Надпись FRONT на шкиве в итоге должна оказаться вверху, а стрелка указать на риску на корпусе.
Однако эта пара меток может совпадать не только в ВМТ 1-го цилиндра, но и в ВМТ 4-го. Поэтому важно совместить также другую пару меток. В одном из отверстий зубчатки распредвала имеется треугольный выступ, который должен совпасть с круглым отверстием на крышке подшипника ГБЦ.
Если выступ на зубчатке окажется снизу, необходимо провернуть коленвал на один полный оборот. - Теперь нужно демонтировать натяжной ролик ГРМ. Он закреплен двумя болтами под ключ на 13.
- Удалив натяжной ролик, мы тем самым освободим ремень ГРМ. Теперь его можно снять.
!!! Когда зубчатый ремень ГРМ снят, вращать коленвал и распредвал нельзя. Нарушение этого правила вызовет смещение фаз газораспределения и неправильную работу силового агрегата. - Для демонтажа водяной помпы потребуется открутить четыре болтика ключом на 6.
Не забудьте подставить снизу емкость, так как в системе остается небольшое количество антифриза.
Сборка
- Устанавливаем и закрепляем водяную помпу.
- Возвращаем на место натяжной ролик ГРМ, вкручиваем, но пока не затягиваем болты.
- Убедитесь в том, что метки распредвала и коленвала не сбились. Сам ремень нужно устанавливать так, чтобы надписи на нем не оказались перевернутыми.
Наденьте ремень ГРМ на шкив коленвала, затем на шкивы водяного насоса и распредвала и заведите за натяжной ролик.
Еще раз обратите внимание на метки. - Для натяжения ролика используем любой подходящий инструмент в качестве рычага, например, длинную мощную отвертку.
Затягиваем болты крепления ролика. В норме ремень ГРМ поворачивается рукой примерно на 70...90°. Плохо натянутый ремень может проскальзывать, а чрезмерное натяжение повысит риск его обрыва. - Прикручиваем обе половины пластикового защитного кожуха.
- Надеваем ремень на шкив генератора и шкив навесного оборудования, последний устанавливаем на ось коленвала. Просим ассистента включить 5-ю передачу и выжать тормоз и закручиваем болт крепления шкива к коленвалу.
- Ставим на место привод насоса ГУР. Отрегулируйте натяжение регулировочным болтом, а затем затяните фиксирующие болты. Не перестарайтесь с натяжением, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку на подшипник насоса. Если ремень будет издавать свист во время работы, его нужно немного подтянуть.
- Закрепляем защитный пластик и прикручиваем колесо.
- Осталось залить антифриз и убедиться в нормальной работе агрегата.
В интернет-магазине Китаец можно приобрести ремни и ролики ГРМ для ZAZ Forza — как оригинальные детали, так и аналоги. Здесь вы можете также подобрать ремни и натяжные ролики для дополнительного оборудования