Центральный замок. Какой выбрать
В статье:
Система централизованной блокировки дверей не относится к обязательным элементам транспортного средства, но делает его использование более удобным. Кроме того, центральный замок, как обычно называют данную систему, дополняет противоугонную сигнализацию, иммобилайзер и другие средства безопасности, повышая защиту автомобиля от взлома и угона.
Сейчас почти все новые автомобили уже в базовой комплектации оснащаются центральным замком с дистанционным управлением. Однако так было не всегда.
В те времена, когда подобных устройств не было и в помине, водителю для запирания замков приходилось утапливать кнопки блокиратора каждой двери в отдельности. А отпирать двери нужно было обычным механическим ключом. И тоже каждую по отдельности. Терпимо, но не очень удобно.
Централизованная блокировка упрощает эту процедуру. В простейшем варианте все замки блокируются при нажатии кнопки блокиратора водительской двери. А разблокируются поднятием этой кнопки. Снаружи это же действие производится с помощью вставляемого в замок ключа. Уже лучше, но тоже не самый удобный вариант.
Гораздо удобнее система централизованной блокировки, включающая в себя специальный пульт управления (брелок), а также кнопку внутри салона. Тогда запереть или отпереть все замки сразу можно нажатием всего одной кнопки дистанционно.
Этим возможный функционал центрального замка не ограничивается. Еще более продвинутая система позволяет открывать и закрывать багажник, капот, крышку топливного бака.
Если система имеет децентрализованное управление, то у каждого замка имеется свой дополнительный блок управления. В этом случае можно настроить отдельное управление каждой дверью. К примеру, если водитель едет один, достаточно разблокировать только водительскую дверь, оставив остальные запертыми. Это повысит безопасность и уменьшит вероятность оказаться жертвой преступных действий.
Возможно также закрывание или доводка неплотно закрытых окон одновременно с блокировкой дверей. Это весьма полезная функция, поскольку приоткрытое окно — находка для вора.
Благодаря одной из дополнительных функций двери и багажник автоматически блокируются, когда скорость движения достигает определенного значения. Это исключает случайное выпадение из машины пассажира или груза.
Если центральный замок состыкован с системой пассивной безопасности, то в случае аварии, когда срабатывают датчики удара, двери автоматически разблокируются.
Что в комплекте и как это работает
В стандартный установочный комплект универсального центрального замка входит блок управления, исполнительные устройства (кто-то называет их активаторами или актуаторами), пара пультов или ключей, а также необходимые провода и набор монтажных принадлежностей.
В системе централизованной блокировки также задействованы дверные датчики, в качестве которых служат концевые выключатели дверей и микропереключатели внутри замков.
Концевой выключатель замыкает или размыкает контакты в зависимости от того, раскрыта или закрыта дверь. Соответствующий сигнал поступает на блок управления. Если хотя бы одна из дверей закрыта недостаточно плотно, центральный замок не сработает.
В зависимости от положения микропереключателей блок управления получает сигналы о текущем состоянии замков.
Если управление производится дистанционно, управляющие сигналы передаются с пульта (брелока) и принимаются блоком управления благодаря встроенной антенне. Если сигнал поступает от зарегистрированного в системе брелока, то формируется сигнал разрешения для дальнейшей обработки. Блок управления анализирует сигналы на входе и формирует на выходе импульсы управления исполнительными устройствами.
Привод запирания и отпирания замков, как правило, электромеханического типа. Его основным элементом является электромотор постоянного тока, а редуктор преобразует вращение моторчика в поступательное движение штока для управления тягами. Замки отпираются или запираются.
Аналогичным образом происходит управление замками багажника, капота, крышки люка бензобака, а также стеклоподъемниками и люком в потолке.
Если для связи используется радиоканал, то радиус действия брелока со свежей батарейкой будет в пределах 50 метров. Если расстояние срабатывания уменьшилось, значит, батарейку пора менять. Реже используется инфракрасный канал, как в пультах дистанционного управления бытовой техники. Радиус действия таких брелоков существенно меньше, к тому же, им необходимо точнее прицеливаться. В то же время инфракрасный канал лучше защищен от помех и сканирования угонщиками.
Система централизованной блокировки находится в подключенном состоянии, независимо от того, включено зажигание или нет.
Выбирая центральный замок, нужно внимательно ознакомиться с его функционалом. Некоторые функции могут оказаться для вас лишними, но за их наличие придется доплачивать. Чем проще управление, тем удобнее пользоваться пультом и меньше вероятность сбоев. Но, конечно, у каждого свои предпочтения. К тому же, в децентрализованных системах возможно перепрограммирование кнопок, чтобы использовать те функции, которые необходимы.
Если дистанционное управление не является для вас приоритетом, можно приобрести более простой и надежный комплект с ключом для ручного открывания и закрывания центрального замка. При этом будет исключена ситуация, когда неожиданно отказавшая батарейка не позволит вам попасть в машину.
При выборе стоит обратить внимание на производителя. Достаточно надежные центральные замки выпускаются под брендами Tiger, Convoy, Cyclon, StarLine, MaXus, Fantom.
При установке целесообразно совместить центральный замок с противоугонной системой, чтобы при блокировании дверей одновременно включалась сигнализация.
Корректность и надежность функционирования центрального замка зависит от правильного монтажа системы. Если у вас есть соответствующие навыки и опыт подобных работ, можете попробовать смонтировать сами, руководствуясь сопроводительной документацией. Но все же лучше доверить эту работу профессионалам, которые сделают все грамотно и аккуратно.