Рычаг подвески и его разновидности
В статье:
Передаточным звеном между кузовом транспортного средства и колесами служит подвеска. Ей отводится важная роль в обеспечении плавного движения по дороге, хорошей управляемости автомобилем и достаточного комфорта для водителя и пассажиров.В любой подвеске можно выделить три группы основных конструктивных элементов.
1. Упругие. Они уменьшают воздействие на кузов резких ударов во время движения по дороге, имеющей неровности покрытия. К таким элементам относятся пружины и рессоры.
2. Демпфирующие, или амортизаторы. Они гасят колебания и уменьшают амплитуду раскачиваний, возникающих вследствие применения упругих элементов.
3. Направляющие. Эти элементы определяют возможности и характер движения колес относительно дороги, кузова и друг друга. К ним в первую очередь относятся всевозможные рычаги, о которых и поговорим подробнее в данной статье.
Конструкция
Конструктивное исполнение рычага для современных автомобильных подвесок может довольно сильно отличаться в зависимости от конкретного инженерного решения. В простейшем случае он представляет собой удлиненную деталь с продольными ребрами жесткости.
С одного конца имеется утолщение с посадочным местом, в которое запрессован сайлентблок. Этим концом рычаг крепится к кузову или раме. На другом конце может быть посадочное место для монтажа шаровой опоры. В некоторых случаях шаровая опора закрепляется на рычаге посредством болтов и гаек. В задней многорычажной подвеске возможен вариант с сайлентблоком на обоих концах.
Прежде данная деталь подвески изготавливалась исключительно из стальных швеллеров или квадратных труб. Но в последнее время все чаще применяют легкие сплавы. Хотя прочность такой детали несколько ниже, чем у стальной, зато она не подвержена коррозии. Кроме того, легкосплавные рычаги позволяют снизить общую и, что особенно важно, неподрессоренную массу автомобиля. А это положительно сказывается на плавности хода, управляемости и динамике автомобиля. Кроме того, уменьшение неподрессоренной массы способствует снижению расхода горючего.
Разновидности и назначение
Функциональное назначение рычагов может быть различным в зависимости от того, где они смонтированы.
По занимаемой позиции они могут быть верхними или нижними.
Кроме того, конструктивные отличия имеют детали для передней и задней подвески.
Различают также продольные и поперечные рычаги. Первые расположены по направлению движения автомобиля, вторые — поперек.
Прежде независимые подвески на продольных рычагах устанавливались на задней оси некоторых автомобилей. Ныне продольные рычаги в основном используют в задней многорычажной подвеске переднеприводных машин. Там они помогают удерживать стойки во время разгона или ускорения, препятствуя силам, действующим по оси движения машины. В настоящее время такой тип подвески — самый распространенный на задней оси легковых автомобилей.
1 и 4 — верхний и нижний поперечный рычаг;
2 — управляющий рычаг;
3 — продольный рычаг
Рычаги могут иметь различное количество точек крепления и отличаться по форме. Кроме прямых с двумя точками крепления, распространенной разновидностью является деталь в виде буквы Н. По сути это два обычных рычага, соединенные перемычкой.
Но, пожалуй, чаще всего можно встретить треугольные.
У них три точки крепления. Нередко они имеют поперечину, отчего их еще называют А-образными.
Треугольный (А-образный) рычаг в передней подвеске двумя точками крепится к кузову или раме, а третьей — к поворотному кулаку. В такой конструкции амортизационная стойка удерживается не только в поперечном направлении, в котором установлен рычаг, но и в продольном. Простота и относительная дешевизна такого исполнения обусловили широкое применение данной конструкции во многих легковых автомобилях в составе подвески МакФерсона.
Независимая подвеска с двумя поперечными рычагами обеспечивает лучшую управляемость, устойчивость в поворотах и в целом повышенный комфорт по сравнению с подвеской МакФерсона. Однако ее разработка и настройка значительно сложнее, здесь не обойтись без компьютерного моделирования. Следовательно, такой вариант подвески оказывается намного дороже, а потому в бюджетных моделях автомобилей его не встретишь. Зато свойства данной подвески весьма востребованы в спортивных и гоночных машинах.
В такой конструкции используются два рычага, которые расположены один над другим. Они оба могут быть треугольными либо один из них треугольный, а другой — простой. Раздвоенная сторона имеет соединение с кузовом, а с другого конца рычаг крепится к поворотной цапфе при помощи шарнира.
Верхний рычаг, как правило, короче нижнего. Такое устройство практически полностью исключает изменение развала из-за крена при прохождении поворота, и таким образом повышает устойчивость автомобиля.
Самой сложной и самой дорогой является многорычажная подвеска. Ее можно рассматривать как развитие двухрычажной подвески, в которой каждый рычаг разделен надвое, а иногда еще добавлен пятый элемент. Такой вариант устанавливают только на моделях представительского класса. Он обеспечивает отличную управляемость автомобилем, максимальный комфорт и высокую степень шумоизоляции. Однако такой подвеске противопоказаны плохие дороги, так как ямы и ухабы легко могут ее повредить, а ремонт обойдется весьма недёшево.
Эксплуатация и замена
Мы уже писали о том, как уберечь подвеску на плохой дороге. Все советы, касающиеся сохранения ресурса подвески в целом, в полной мере относятся и к рычагам.
Их выход из строя возможен в основном по двум причинам — деформация или разлом, например, из-за попадания в яму или в результате аварии, а также коррозия. Причем ржавчина грозит только деталям, изготовленным из стали. Если позаботиться о защите от коррозии, стальные элементы могут прослужить довольно долго. А вот легкосплавные детали более уязвимы к механическому воздействию, нередко их приходится менять одновременно с отработавшими свое сайлент-блоками и шаровыми опорами.
О повреждении рычагов могут говорить следующие косвенные признаки:
- машину уводит в сторону при движении по прямой;
- виляние вправо-влево при движении на значительной скорости;
- неравномерный или ускоренный износ шин.
При этом следует учитывать, что могут быть и другие причины подобного поведения автомобиля.
В интернет-магазине Китаец вы можете приобрести рычаги или другие элементы подвески.