Як прийняти автомобіль після ремонту
В статье:
- Сдача машины в сервисный центр — только половина дела
- Правильно настройтесь перед визитом на СТО
- Юридическая подкованность укрепит ваши позиции
- Автограф и деньги — в последнюю очередь
- Для начала — визуальный осмотр
- Проверка выполненных работ
- В зоне особого внимания
- Завершающий этап приемки
Даже если вы аккуратный водитель, тщательно ухаживаете за своей машиной и своевременно выполняете всё, что требуется по ее техническому обслуживанию, однажды наступает момент, когда вашему "железному другу" требуется профессиональная помощь. Далеко не каждый автолюбитель в достаточной степени разбирается в устройстве автомобиля и способен выполнить диагностику и ремонт средней степени сложности. А бывают ситуации, когда устранить неисправность не под силу даже человеку, имеющему солидный опыт механических работ. Современные автомобили устроены достаточно сложно, для их ремонта зачастую необходимы дорогостоящие диагностические стенды, специальное оборудование, специфические инструменты, программное обеспечение и многое другое. Иметь все это в собственном гараже просто немыслимо. Вот и приходится скрепя сердце отдавать свою машину в автосервис.
Сдача машины в сервисный центр — только половина дела
Допустим, вы всё сделали правильно — заключили договор о техническом обслуживании и ремонте с подробным перечнем всех необходимых работ, списком запчастей и расходных материалов, которые предоставит исполнитель и которые предоставит заказчик, оговорили сроки выполнения работ, их стоимость и порядок оплаты, а также гарантийные обязательства.
Допустим также, что вы надлежащим образом передали свое транспортное средство на ответственное хранение, оформив соответствующий акт, в котором зафиксировали состояние кузова и его лакокрасочного покрытия, стекол, фонарей, бамперов, внутренней обшивки салона, сидений с указанием всех имеющихся дефектов.
Вы, конечно, отметили серийный номер аккумулятора, дату выпуска шин, наличие щеток стеклоочистителя, запаски, огнетушителя, инструментов и прочего оснащения, которое осталось в багажнике или салоне. Вероятно, не забыли про аудиосистему, GPS-навигатор и другие электронные приборы. И наверняка провели вашей машине подробную фотосессию, чтобы не упустить ни одной мелочи. А заплатив аванс, несомненно, получили чек, который бережно сохранили вместе с остальными документами.
И что, теперь можно вздохнуть с облегчением? Отнюдь нет. Расслабляться рано, сделано только полдела, ведь предстоит еще получить авто из ремонта. А это не всегда тривиальная задача. Вас могут ожидать сюрпризы, к которым лучше быть готовым заранее. Качество ремонта может оказаться не таким, как вы надеялись, у машины могут появиться повреждения, которых прежде не было. Вы можете столкнуться с обманом, хамством или другими неприятными моментами.
Правильно настройтесь перед визитом на СТО
Для поездки в автосервис выберите подходящее время так, чтобы вам не нужно было никуда спешить. Прочие важные дела отложите на другой день, ведь речь идет о вашем автомобиле, который сам по себе стоит немало, да и ремонт, вероятно, обойдется в копеечку. Процедура получения машины из ремонта может несколько затянуться. Спешить здесь не следует, лучше действовать взвешенно и вдумчиво.
Чтобы визит в сервисный центр не привел к неприятным последствиям для вашего здоровья, будьте морально готовы к тому, что что-то может пойти не так. Не исключено, что в этот день забрать машину не удастся. Возможно, ремонт окажется некачественным и что-то нужно будет переделать заново. Могут возникнуть различные спорные моменты, которые придется улаживать. Берегите нервы, крики и кулаки ничего не решат и лишь усложнят ситуацию. Ваше оружие — документы, с ними в случае чего можно и в суд обратиться.
Юридическая подкованность укрепит ваши позиции
Когда имеете дело с автомобильным сервисом, не помешает знание законов о защите прав потребителя, касающихся покупки, эксплуатации, ремонта и обслуживания транспортных средств. Если у вас с этим туго, можете пригласить более опытного человека, который подскажет, как действовать в той или иной ситуации. Еще лучше — нанять профессионального юриста, специализирующегося на решении автомобильных правовых вопросов. Это будет стоить некоторой суммы денег, которую придется заплатить в качестве гонорара, зато наверняка избавит вас от головной боли. Нужно отметить, что сфера автомобильного права имеет немало специфических особенностей, не всегда известных юристу широкого профиля. Поэтому лучше обращаться в специализированные фирмы, оказывающие правовую помощь автомобилистам.
Автограф и деньги — в последнюю очередь
Ничего не подписывайте и не оплачивайте, пока все не осмотрите, не проверите в действии и не урегулируете все спорные вопросы. Ваша подпись будет означать, что претензии по качеству ремонта и состоянию автомобиля отсутствуют. Если вам предложат сразу подписать документы, ни в коем случае не соглашайтесь. Сначала скрупулезный осмотр, подробная беседа с представителем сервисной организации и выяснение подробностей произведенного ремонта.
Разговаривая с менеджером, не стесняйтесь задавать любые вопросы, пусть даже наивные и не совсем правильно сформулированные. Если исполнителю нечего скрывать, он охотно и вежливо на них ответит. Грубить заказчику невыгодно, ведь они рассчитывают, что вы станете их постоянным клиентом. Если же сотрудник сервиса нервничает и явно что-то недоговаривает, это повод для особо тщательного осмотра и проверки.
Для начала — визуальный осмотр
Последовательность ваших действий может быть произвольной, но начать стоит с общего осмотра. Внимательно проверьте состояние кузова, в частности, лакокрасочное покрытие — не появились ли новые дефекты, которых не было во время передачи машины в автосервис. Особое внимание обратите на те места, где имеется грязь. Если под ней обнаружится свежая царапина или вмятина, значит, данный исполнитель не отличается порядочностью, и вы вправе требовать устранить повреждение "за счет заведения" или компенсировать ущерб. В честной сервисной фирме, которая дорожит своей репутацией, подобные собственные оплошности не скрывают и зачастую устраняют их еще до приезда клиента.
Осмотрите салон изнутри. Бывает, в процессе ремонта оказывается поврежденной обшивка, могут порвать или испачкать обивку кресел. Загляните также под капот и в багажник.
Сверьте показания пробега с теми, которые были при сдаче машины в ремонт. Если отличие порядка километра или более того, значит, машина выезжала за пределы гаража. Потребуйте объяснений у менеджера.
Убедитесь в том, что вам не подменили АКБ и шины, а все вещи, которые вы оставляли в машине, в целости и сохранности. Проверьте работоспособность аудиосистемы и прочей электроники.
Далее берете в руки наряд-заказ и тщательно проверяете каждый пункт.
Проверка выполненных работ
Убедитесь в том, что выполнены все оговоренные в заказе пункты и вам не навязали работы или услуги, которые вы не заказывали.
Обязательно попросите предъявить снятые детали, их наличие подтвердит факт замены. Кроме того, вы сможете убедиться в том, что замена действительно была необходима. Нередко в сервисных центрах демонтируют вполне исправные детали, которые затем пускают в ход при ремонте других авто. А клиент при этом переплачивает за ненужные работы. По закону снятые детали принадлежат вам, и вы вправе забрать их с собой, равно как и оставшиеся неиспользованными запчасти и материалы (излишки), которые вы оплатили. По взаимному согласию излишки можно оставить в автосервисе, получив за них соответствующую компенсацию. Иногда судьба демонтированных запчастей заранее оговаривается в договоре. Их также могут затребовать страховщики, если ремонт осуществляется по страховке.
Проверьте соответствие установленных деталей тому, что указано в заказе. Не исключено, что вам могли смонтировать запчасти более дешевые, худшего качества, бывшие в употреблении или ваши же собственные, только отремонтированные. Попросите показать упаковки смонтированных деталей и их сопроводительную документацию. Сверьте серийные номера установленных запчастей с номерами, указанными в документации. Это касается не только деталей, предоставленных исполнителем, но и тех, что предоставили вы сами.
Если необходимо осмотреть машину снизу, попросите установить ее на подъемник. Вам не должны отказать, ведь вы платите деньги и имеете полное право знать, за что. Новые детали будут выделяться на общем фоне. Убедитесь, насколько это возможно, в отсутствии у них дефектов.
В зоне особого внимания
Конечно, в ходе приемки автомобиля после ремонта невозможно досконально проверить каждую мелочь, но на некоторые вещи стоит обратить внимание.
Если производились работы с кузовом, измерьте зазоры между сочлененными элементами. Их величина должна соответствовать заводским нормам, в противном случае потребуется регулировка.
Если ремонт предусматривал сварочные работы, проверьте качество и защищенность швов.
Убедитесь в работоспособности электрических систем — стеклоподъемников, центрального замка, сигнализации и прочего. Иногда они выходят из строя из-за ошибочных действий при отключении и подключении аккумуляторной батареи.
Проконтролируйте исправность системы безопасности. В ходе ремонтных работ ее могли отключить и затем забыть включить.
Проверьте, сколько ключей зарегистрировано в памяти блока управления. Иногда среди сотрудников автосервиса имеется сообщник угонщиков, который прописывает в ЭБУ дополнительный ключ. Угроза угона вашего авто в этом случае резко возрастает.
Если результаты осмотра и проверки вас удовлетворили, а спорные моменты разрешены, можно переходить к заключительной стадии.
Завершающий этап приемки
Напоследок следует совместно с представителем автосервиса провести небольшой тест-драйв, чтобы проверить машину на ходу. Убедитесь в исправной работе мотора, нормальном переключении скоростей, отсутствии стуков и других посторонних звуков, правильном функционировании всех систем.
Если в поведении автомобиля не наблюдается странностей и вас всё устраивает, можно возвращаться в автосервис и подписывать документы. Оформляется акт приема-передачи транспортного средства после ремонта. Если же договор о предоставлении услуг не заключался, то подписывается наряд-заказ. Документ скрепляется подписями сторон и печатью сервисной организации.
Клиенту также должны выдать гарантийный талон и справку-счет на номерные детали, предоставленные и установленные сервисным центром.
Передав в кассу деньги, обязательно возьмите чек, в противном случае, если возникнет спорная ситуация, вы не сможете доказать, что заплатили за ремонт.
Всё! Можно садиться за руль и уезжать. Теперь не грех немного расслабиться и отпраздновать удачный ремонт. А если позднее проявятся какие-то неисправности, на то есть гарантийные обязательства.