Как проходит электромобилизация в Украине: результаты исследования?
Количество электромобилей в Украине растет с каждым месяцем. Этот факт выводит на первый план развитие соответствующей инфраструктуры, а именно – установку зарядных станций. Чтобы получить четкое представление о том, сколько в стране зарядок для электрокаров и какого они качества, было проведено специальное исследование.
Его автор - эксперт транспортных инноваций, советник замминистра по вопросам развития электротранспорта в МИУ Марина Китина, подробно рассказала обо всем в своей авторской колонке.
Что показало исследование?
Электромобилизация в Украине проходит очень медленно и здесь непонятно где причина, а где следствие: мало электрокаров, из-за того, что мало зарядных станций или небольшое количество зарядок способствует низкому спросу на электромобили?
На самом деле электромобилей в нашей стране уже много, причем их количество постоянно растет. По состоянию на 1 декабря 2021 года в стране насчитывалось 32 662 "электрички". По сравнению с предыдущим месяцем прирост составил 2,6% и этот темп сохраняется практически в течение всего 2021 года.
А вот с зарядной инфраструктурой пока все не так прекрасно. По сравнению с прошлым годом количество станций и зарядных портов значительно уменьшилось. Если по состоянию на 1 августа в Украине насчитывалось 11,5 тыс. точек подключения (или коннекторов), то на 1 ноября – 7787, а зарядных станций – 3244. За прошлый месяц эти цифры почти не изменились. Куда пропало почти 4 тысячи коннекторов?
В 2021 году на рынке зарядной инфраструктуры в Украине заметны интересные изменения - некоторые операторы объединились, некоторые ушли и все забрали с собой, а еще появились новые. Например, Нафтогаз вышел на рынок зарядных станций под брендом WeEnergy. В результате имеем "большую тройку" игроков электрозарядной инфраструктуры – это AutoEnterprise, EcoFactor и TOKA.
**Кроме того, появились первые зарядные станции стандарта GB\T, использующие электромобили китайского производства.
В настоящее время соотношение количества электромобилей к количеству точек подключения составляет 4/2, и это очень неплохой показатель на уровне лучших европейских стран. Но количество не единственный показатель, не менее важно качество зарядок или проще говоря – сколько в стране «быстрых» коннекторов:
-
точек подключения переменного тока (АС) мощностью до 22 кВт (стандарты Type 1, Type 2, J1772) – 5920.
-
точек подключения постоянного тока (DC) мощностью более 22 кВт (стандарты CCS 1, CCS 2, CHAdeMO, GB\T) – 1837.
Судя по распределению типа коннекторов, некоторые компании выбрали европейскую модель развития, другие подстраиваются под специфику украинского рынка электромобилей с большим количеством б/у машин из США. А некоторые играют на опережение и смотрят в сторону Китая – в последние месяцы импорт новых и подержанных электрокаров из Поднебесной набирает обороты.
Что мы имеем?
Итого, на один "быстрый" коннектор приходится 3 "медленных" (среднеевропейский показатель в 2020 году составил 1 до 9). Увеличение количества DC-точек является очень важным для ускорения темпов электромобилизации Украины, ведь емкость батарей в новых моделях электромобилей постоянно растет. Появление на рынке новых операторов и запуск первых зарядок китайского стандарта GB\T позволяет надеяться, что в ближайшие годы "быстрых" станций станет намного больше.