УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет

Скрутка пробега – штраф до 34 тыс. гривен?

Штраф от 8,5 до 34 тыс. гривен за скрутку пробега предлагают ввести 18 народных депутатов Украины, которые выступили инициаторами соответствующего законопроекта под регистрационным номером 4039. Авторы предлагают дополнить административный кодекс статьёй 121-3, которая будет предусматривать ответственность за незаконное уменьшение показателей одометра и эксплуатацию транспортного средства с неработающим счётчиком.

Статистика показывает, что скрутка пробега в Украине уже давно приобрела массовый характер. Из общего количества автомобилей, прошедших проверку во II квартале 2020-го года, 38% имели заниженные показатели пробега. В ходе проекта «Проверенные авто», проходившего с февраля по июль, были даже выявлены своеобразные антирекорды. У самых недобросовестных владельцев, скрученный километраж превышал 500 тыс. км. А «лидером» по этому показателю стал владелец Toyota Camry, у которого машина «не досчиталась» 854 тыс. км.

Если сравнивать средние показатели пробега автомобилей украинцев с показателями пробега машин немецких автолюбителей, то при сопоставимом возрасте транспортного средства у нас результат будет примерно на 100 тыс. км меньше. Об этом говорит сравнительный анализ, опубликованный «Институтом исследования авторынка». При этом, даже в Евросоюзе ежегодные убытки от скруток пробега оцениваются в 5,6-9,6 млрд. евро.

В Украине пробег обычно скручивается по двум причинам:

  1. Чтобы дороже продать автомобиль с низкими эксплуатационными возможностями. В этом случае обманутый покупатель дополнительно тратится на замену деталей и ремонт.
  2. Чтобы снизить стоимость «растаможки» при завозе машины в страну. В этом случае пробег сначала накручивается, а после проведения таможенных процедур, отматывается назад.

Для пресечения манипуляторной практики в Европе созданы реестры транспортных средств, куда вносятся данные проверок автомобиля различными службами – от полиции и военной жандармерии до инспекторов и пограничников. Также работники технических центров стран ЕС обязаны оповестить полицию о факте выявления скрутки счётчика, если обнаружат правонарушение. В некоторых странах за такие манипуляции с одометром можно даже сесть за решётку.

В Украине авторы законопроекта предлагают пока только введение денежных штрафов по следующей системе – с привязкой к сумме необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ):

  • Эксплуатация с неработающим одометром: 200 НМДГ, что на данный момент равняется 3,4 тыс. грн.
  • Выявление показателей меньших, чем последние значения, зафиксированные в Едином реестре: 500 НМДГ – 8,5 тыс. грн.
  • Выявление при первой госрегистрации меньших показателей, чем те, которые указаны в таможенной декларации при ввозе транспортного средства на территорию Украины: 1000 НМДГ – 17 тыс. грн.
  • Незаконное уменьшение данных одометра, а также повторное нарушение, зафиксированное в течение года: 2000 НМДГ – 34 тыс. грн.
  • Оказание услуг преступного занижения показателей одометра: 2000 НМДГ – 34 тыс. грн.

В целом, авторы законопроекта стремятся не к «отлову» нарушителей, а к созданию такой системы, которая бы сделала бессмысленным скручивание счётчика. Для этого в Единый реестр ТЗ хотят внести графу пробега. Как только машина впервые пересекает границу с Украиной, данные её километража вносятся в эту графу, а затем сверяются при первой же регистрации в сервисном центре МВД с занесением информации в страховой полис.

Также данные пробега, в случае принятия закона, будут фиксироваться при перепродаже, изменении конструкции, техосмотре и других аналогичных действиях, связанных с транспортным средством. Важно при этом, что покупатель подержанных автомобилей сможет самостоятельно перед покупкой сверить показатели на одометре с данными в Реестре.

Отправной точкой для занесения данных в графу Реестра будет первый визит на техосмотр после того, как закон вступит в силу. Поэтому владельцы подержанных машин, которые не уверены в том, что предыдущий владелец не скрутил счётчик, могут не переживать.

В текущий момент над законопроектом работают в комитетах ВС Украины.


УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет
Центр допомоги
Телефон гарячої лінії:
+380 99 509 60 69