Обзор продаж китайских автомобилей в Украине за 2020 год
Но о «предсказуемости» удобно рассуждать «задним числом», с высоты 2021-го. А в ходе процесса, «изнутри», тенденции 2020-го года совсем не выглядели такими однозначными. Большая неопределённость – вот, что было основной характерной чертой прошедшего года. В какие-то периоды казалось, что нужно спешить и ловить момент, пока автокомпании ещё завозят продукцию, пока работают сервисные центры МВД, пока карантинный режим не остановил регистрацию. И украинские автолюбители спешили, резко увеличивая активность после карантинной паузы. Тем более, многие опасения были небеспочвенными.
На графике продаж наглядно видно, как автомобильный рынок просел в начале и средине весны в связи с тем, что сервисные центры МВД с третьей декады марта перешли на онлайн-работу, временно заблокировав услуги, требующие физического присутствия клиентов. В апреле работал дистанционный сервис отправки первичного пакета документов по интернету. Но такой формат работы не предполагал перерегистрации подержанных машин, требующих предварительной экспертной оценки. В результате рынок б/у-автомобилей в апреле вообще «стал на паузу», а рынок новых «китайцев» резко снизил обороты. Ограничительные мероприятия затронули и первую треть мая.
Не удивительно, что сразу после отмены карантина рынок начал стремительно отыгрывать упущенное с последующим возвратом к своему нормальному состоянию. И получившаяся в результате этого дуга отлично характеризует и настроение автолюбителей в течение года, и аномальный характер рыночных условий, сложившихся в 2020-ом.
Но даже когда весь год выглядит, как «американские горки», некоторые изгибы графика требуют отдельного объяснения. Как, например, декабрьская активизация продаж новых китайских авто.
С августа показатели реализации ключевых китайских брендов, представленных в Украине, вышли на сравнительно ровное плато, но в декабре столбик продаж поднялся выше, чем в любой из предыдущих месяцев года. Частично это было связано с общей предновогодней активностью украинцев. Частично – с очередной неопределённостью в связи с предстоящим на тот момент локдауном. Но, возможно, решающим фактором в росте показателей стало появление на украинском рынке в конце года нового бренда Jetour. Точнее, первой его модели – кроссовера X70.
Как «дочка» Chery бренд Jetour со своим кроссовером попал в регистрационные списки вместе с другими моделями материнской компании. И поначалу это казалось логичным – в ноябре, только приехав в Украину, X70 растворился в общей массе кроссоверов Chery. Да, и от продаж кроссоверов конкурентов он тоже сильно отставал.
Со старта, за первый неполный месяц, удалось продать «всего» семь X70, что для новичка казалось неплохим результатом. Но настоящий успех ждал Jetour X70 в декабре, когда ему с реализацией в 64 шт. удалось опередить и большинство моделей Chery, и любимые украинцами Haval H6. В общем, похоже, для Jetour в Украине всё только начинается.
Что же касается других наиболее популярных китайских автомобилей, с которыми новичку придётся конкурировать за сердца украинцев, то тут относительную стабильность и предсказуемость в 2020-ом демонстрировали Chery Tiggo 2 и Haval H6 – лидирующие модели своих брендов. График их продаж, в целом, совпадал с графиком общей реализации китайских авто. Хотя остальные модели Chery то в какие-то месяцы «выстреливали», то по объективным причинам «проседали».
Для наглядности ниже представлены «кривые» реализации двух самых продаваемых в Украине моделей Chery, а также кроссовера Haval H6.
Совсем недавно стало известно, что под новым именем – Haval М7 – производитель задумал возродить наиболее популярную у потребителей вторую генерацию «шестёрки». Именно ей, а не третьему поколению кроссовера многие до сих пор отдают предпочтение. Так что настоящая «битва кроссоверов», видимо, ещё впереди.
Кстати, в 2020-ом году Haval H6 начал (сначала эпизодически, а затем и системно) появляться и на б/у-шном украинском рынке «китайцев». Если в начале года в списке перепродаваемых машин «шестёрка» могла «мелькать» лишь время от времени, то к концу года уже стабильно по 3-4 шт. Haval H6 сменяли владельцев. В этом перечне засветились даже машины 2020-го года выпуска. То есть, происходил естественный процесс постепенного пополнения б/у-шного фонда сравнительно новыми автомобилями.
Но и «старички» на вторичном рынке китайских машин позиций не сдавали. По-прежнему очень много перепродавалось машин 2006-2008 гг. Для сравнения можно привести статистику по самой популярной у украинцев китайской модели вторичного рынка – Chery Amulet. Из всех перепродаваемых в 2020-ом машин этой модели примерно 95-98% датировалось 2006-2008 годами. Встречались и машины постарше, но, скорее, уже как исключение.
Второе по популярности место в перепродажах вообще и первое место среди моделей своего бренда занял в прошлом году седан Geely CK. Среди этой модели тоже было много машин 2006-2008 гг., но процент «долгожителей» оказался всё-таки немного ниже – около 75-80%.
А вот новые тренды мирового автомобилестроения, похоже, приживаются в Украине довольно медленно. Речь об электромобилях, которые в том же Китае выпускают практически все ведущие компании. Однако, несмотря на это, до Украины в прошедшем году разными путями добирались только несколько «розеточных» моделей из сотен, производимых в КНР.
Например, из салона у нас в стране в 2020-ом систематически продавался лишь 5-местный электрокроссовер iEV7S с запасом хода до 300 км по циклу NEDC. (В среднем, дилерам удавалось реализовывать около 4-5 таких машин в месяц).
Не лучше обстояли дела с «розеточным» китайским транспортом и на б/у-шном рынке Украины, где ежемесячно проводились по 2-4 сделки с электрокарами китайского производства. То есть, о серьёзной активности в этом сегменте говорить не приходилось.
В этом смысле надежды вселяет только то, что эволюционные изменения не остановить, и со временем всё больше и больше моделей китайских «розеточных» машин будет поставляться в Украину из КНР. Возможно, оживления по этому направлению мы дождёмся уже в 2021 году?