Что такое ремень ГРМ
В статье:
- Что такое ГРМ и какова в нем функция ремня
- Причины выхода строя
- Последствия обрыва
- Преимущества и недостатки ременной и цепной передачи
- Когда следует менять ремень ГРМ
Что такое ГРМ и какова в нем функция ремня
Газораспределительный механизм (аббревиатура ГРМ) – это механизм, обеспечивающий впуск и выпуск рабочего тела в двигателях внутреннего сгорания. Если говорить проще, то он управляет фазами газораспределения, отвечая за своевременную подачу (впрыск) топливно-воздушной смеси в рабочие цилиндры и выпуск из них отработанных газов.
Ремень привода газораспределительного механизма (сокращенно ГРМ) отвечает за синхронизацию коленчатого и распределительных валов. Так обеспечивается точное совпадение рабочих тактов двигателя: клапаны открываются и закрываются ровно в те моменты, которые соответствуют тому или иному положению поршня.
На большинстве современных автомобилей установлены четырехтактные двигатели внутреннего сгорания, рабочий цикл которых имеет четыре фазы — впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск.
Для нормальной работы двигателя нужно контролировать движение поршней внутри цилиндров и точно синхронизировать его с открыванием и закрыванием впускных и выпускных клапанов. Без надлежащей синхронизации двигатель просто не сможет функционировать. Эту задачу выполняет газораспределительный механизм (ГРМ).
Назначение ГРМ заключается в наполнении цилиндров воздушно-топливной смесью и выведении отработанных газов в строго определенные моменты.
Управляющим элементом ГРМ является распределительный вал, кулачки которого открывают и закрывают клапаны. Чтобы распредвал мог выполнять свою функцию, ему необходимо обеспечить вращение. Именно это и делает ремень, передающий вращательный момент от коленчатого вала. За каждый полный цикл работы двигателя распределительный вал делает один оборот, а коленвал поворачивается дважды.
Кроме синхронизации коленчатого и распределительного валов ремень ГРМ во многих случаях обеспечивает также функционирование водяной помпы.
В большинстве случаев ремень дополнительно закрыт кожухом, чтобы исключить попадание на него грязи, песка или снега. Тем не менее добраться до него для осмотра или замены обычно не составляет труда.
Приводной ремень ГРМ выглядит как широкое кольцо, имеющее зубья на внутренней стороне. Делают его из резины, в которую добавляют стекловолокно или полимеры для повышения износоустойчивости и термостойкости.
Причины выхода строя
Несмотря на прочность современных ремней ГРМ они тем не менее подвержены износу.
Многие водители не следят должным образом за их состоянием и игнорируют рекомендуемую производителями периодичность замены. В результате естественный износ заканчивается обрывом.
К серьезным неприятностям может привести попадание на ремень масла или другой жидкости, которая вызовет проскальзывание и, соответственно, нарушение работы двигателя. В конечном итоге всё завершится обрывом. Постороннюю жидкость едва ли удастся надежно и полностью удалить, поэтому ремень в такой ситуации следует как можно скорее заменить.
Кроме того источником проблем могут быть водяная помпа, ролики и механические или гидравлические натяжители, состояние которых также необходимо контролировать.
Последствия обрыва
Когда обрывается ремень ГРМ, распредвал тут же прекращает вращение и перестает управлять клапанами, которые застывают в том состоянии, в каком они были в момент обрыва.
Далее поршни бьют по клапанам, деформируя их. Повредиться могут и сам поршни. Цепная реакция может привести к выходу из строя распределительного вала, головки блока цилиндров и других деталей двигателя. Всё это выльется в дорогостоящий ремонт агрегата, а в некоторых случаях может привести к аварии.
К счастью, обрыв ремня ГРМ чаще всего происходит при запуске двигателя в момент первоначального рывка. Если это случится при невысоких оборотах, то непоправимого ущерба, скорее всего, удастся избежать и дело ограничится повреждением клапанов или их направляющих.
Всё это справедливо для так называемых интерференционных двигателей, в которых поршни и клапаны имеют некоторое общее пространство, но при нормальной работе никогда не сталкиваются. Подобная конструкция — своего рода плата за повышение мощности и экономичности. Таковыми являются многие бензиновые и большинство дизельных агрегатов. Если ваш двигатель без интерференции, то при обрыве резинового привода достаточно заменить его и можно продолжить движение.
Преимущества и недостатки ременной и цепной передачи
Кроме резинового ремня для передачи вращения от коленвала на распредвал может использоваться металлическая цепь, которая внешне напоминает велосипедную.
Цепь стоит значительно дороже ремня, но при этом имеет намного больший срок службы. Обычно производители рекомендуют заменять ее после определенного пробега, а некоторые утверждают, что цепь вообще не нуждается в замене. Всё зависит от конкретной модели автомобиля.
Хотя степень изношенности цепи, в отличие от резинового ремня, сложно оценить визуально, но поврежденный металлический привод даст о себе знать стуком при работе непрогретого двигателя. А неожиданный обрыв цепи практически исключен.
По сравнению с ремнем цепь не подвержена негативному влиянию перепадов температуры и агрессивного стиля вождения.
К недостаткам можно отнести шум во время работы и необходимость периодической смазки.
Еще одной особенностью цепной передачи являются гидравлические натяжители, которые контролируются давлением масла в двигателе. Если по какой-либо причине давление масла падает, натяжение цепи может нарушиться. Звенья слабо натянутой цепи могут проскакивать на зубьях шкива, что приведет к нестабильной работе двигателя.
Когда следует менять ремень ГРМ
Как и прочие расходные детали и материалы, привод ГРМ следует своевременно заменять на новый. Ремонту эта деталь не подлежит. Тянуть с заменой — крайне рискованное дело. Элементарная внимательность и относительно небольшие затраты помогут избежать капремонта или замены двигателя, стоимость которого сопоставима со стоимостью самого автомобиля.
Рекомендуемая периодичность замены ремня ГРМ зависит от модели машины и типа двигателя. Европейские производители обычно указывают пробег в пределах 70—100 тысяч километров, хотя бывают исключения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В украинских условиях лучше ориентироваться на 50 тысяч.
Но нередко резиновый привод ГРМ требует замены раньше этих сроков. Он может растянуться и провисать, на нем могут появиться трещины. Это можно заметить при визуальной проверке. Во время осмотра необходимо убедиться в том, что ремень нормально натянут, а зубья не стерлись и имеют надежное зацепление с шестернями валов. Не допускается попадание на привод каких-либо маслянистых жидкостей. Даже небольшое количество масла приведет к проскальзыванию.
При покупке ремня ГРМ обращайте внимание на маркировку. Привод должен быть совместим с вашим двигателем, иметь соответствующее количество зубьев, шаг и ширину.
Ремень должен быть надежным, прочным, устойчивым к растяжению и выдерживать воздействие повышенной температуры. Поэтому избегайте продукции сомнительного происхождения и неизвестного качества.
Чтобы потом не делать работу повторно, заодно стоит заменить детали, имеющие примерно такой же ресурс — ролики, натяжители, а также водяной насос, если он приводится в действие посредством ремня ГРМ.