УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет

Неисправности ходовой части автомобиля. Признаки и причины

В статье:

Основными компонентами ходовой части автомобиля являются колеса и соединенные с кузовом подвески. Для смягчения воздействия ударов на кузов и другие узлы машины, а также находящихся в ней людей в ходовой части имеются упругие элементы — шины, пружины, рессоры. Для гашения возникающих во время движения колебаний и раскачиваний применяются демпфирующие элементы (амортизаторы).

В целом ходовая часть призвана обеспечить передвижение транспортного средства по дороге с надлежащим уровнем управляемости, безопасности и комфорта. Это критически важная часть машины, особенно в нашей стране, где дороги оставляют желать лучшего, а нередко и вовсе мало чем отличаются от бездорожья. Из-за плохого качества дорог именно ходовая часть является самой уязвимой во время движения. Неисправности могут появляться постепенно, по мере износа деталей, или возникать внезапно в результате попадания в яму или, к примеру, резкого наезда на бордюр.

Если вы заметили, что ухудшилась управляемость, машину тянет в сторону, возникают раскачивания, проседание или значительный крен в поворотах, появились скрипы, стуки или другие посторонние звуки, значит пора задуматься о состоянии подвески и проверить ее. Чем скорее вы это сделаете, тем меньше вероятность того, что дело дойдет до аварии или серьезной поломки.

Начните с самого простого — убедитесь, что с правой и левой стороны каждой оси стоят одинаковые покрышки. Проверьте давление в шинах, не исключено, что именно из-за недокачанных шин автомобиль ведет себя неправильно.

Рассмотрим отдельные симптомы нехарактерного поведения машины из-за вероятных проблем с ходовой.

По ходу движения машину постоянно тянет в одну сторону

Если автомобиль уводит влево или вправо, прежде всего нужно сделать две простые вещи:
  • убедиться в том, что давление в шинах правого и левого колеса одинаковое;
  • проверить и отрегулировать углы установки колес (так называемый развал-схождение).
  • Если с этим всё в порядке, но проблема остается, следует искать другую причину. Таковыми могут быть следующие:
  • нарушена параллельность осей переднего и заднего моста;
  • искривлены рычаги подвески;
  • пружины подвески имеют различную жесткость;
  • не отрегулирован зазор между тормозным диском и колодкой, и колесо в результате подтормаживает;
  • изношен либо чересчур затянут подшипник в ступице одного из передних колес, что также может вызывать подтормаживание;
  • колеса разбалансированы в силу различной степени изношенности покрышек.

Боковой крен и раскачивание в поворотах или при торможении

Такие симптомы могут возникать, если:
  • повреждена рессора или амортизатор;
  • пружины имеют недостаточную упругость;
  • неисправен стабилизатор поперечной устойчивости (чаще всего — изношенные втулки).
  • Перечисленные неисправности нередко сопровождаются заметным скрипом.

Зигзагообразное движение на высокой скорости

В некоторых случаях из-за проблем с подвеской автомобиль может вилять из стороны в сторону при езде на большой скорости.

Возможные причины:

  • плохо затянутое колесо;
  • деформированный обод;
  • колесо разбалансировано;
  • неравномерно накачанные шины;
  • поврежден двойной рычаг подвески;
  • повреждена или ослабла пружина;
  • изношены ступичные подшипники;
  • неисправен амортизатор.

Значительные вибрации во время движения

Вибрировать автомобиль может по многим причинам. Основные из них такие:
  • нарушена балансировка колес (биение);
  • ослабло крепление колес;
  • деформированы колесные диски;
  • низкое или неодинаковое давление в шинах;
  • разбиты или неправильно зажаты ступичные подшипники;
  • неисправны амортизаторы;
  • изношены рессоры;
  • проблемы с шарнирами подвески или рулевого привода.

Посторонние шумы в подвеске

Очень часто подвеска шумит или стучит, сигнализируя о наличии следующих проблем:
  • значительная степень изношенности и / или недостаток смазки в шарнирных соединениях;
  • сломана пружина;
  • неисправны амортизационные стойки;
  • износились сайлентблоки рычагов;
  • имеются повреждения в рулевой рейке;
  • деформирован обод колеса;
  • разрушен или слабо зажат подшипник в ступице;
  • разбалансировано колесо;
  • деформированы колесные диски.
Стук, возникающий в передних колесах, нередко ощущается на руле. Вполне вероятно появление стука также из-за того, что где-то ослабло крепление. Проверьте и подожмите при необходимости болты и гайки, которые крепят различные элементы подвески.

Стук амортизатора

Может возникать по следующим причинам:
  • амортизатор деформирован или отслужил свое и требует замены, стук может сопровождаться вытеканием из него масла;
  • износились опоры или втулки крепления;
  • ослабло крепление амортизатора.

Быстро или неравномерно изнашиваются покрышки

В первую очередь нужно:
  • убедиться, что шины накачаны равномерно;
  • проверить, правильно ли установлены колеса — углы установки (развал-схождение), балансировка центра тяжести.
Другими возможными причинами могут быть:
  • поврежденные диски;
  • изношенные втулки подвески;
  • изношенные резинометаллические шарниры (сайлентблоки);
  • деформированный рычаг подвески;
  • плохая работа амортизаторов;
  • неравномерное торможение.
Значительное влияние на степень износа шин оказывает агрессивный стиль вождения с резкими торможениями и вхождением в повороты на высокой скорости.

Что такое "пробой" подвески

Иногда говорят о так называемом "пробое" подвески. Под этим обычно подразумевают резкий вертикальный удар по подвеске в тот момент, когда ее упругие элементы максимально сжаты. Пружины и рессоры при этом не способны погасить удар, а подвеска в результате может получить серьезные повреждения. Такое событие обычно сопровождается довольно громким звуком.

Если повезет, всё обойдется без серьезных последствий. Но могут выйти из строя сайлентблоки, опорный подшипник и верхняя опора стойки, сломаться пружина или амортизатор. Не исключено, что повредятся шины, деформируются диски, погнутся рычаги подвески.

Наиболее чувствительны к такому воздействию подвески, имеющие короткий ход на сжатие, жесткие амортизаторы и мягкие пружины.

После "пробоя" машина, скорее всего, останется на ходу, но ездить на ней, вероятно, станет не очень комфортно, да и небезопасно. Поэтому, если случилась такая неприятность, стоит посетить автосервис и провести полную диагностику ходовой части.

Самостоятельная диагностика

Выявить конкретные проблемы в подвеске возможно с помощью тщательного осмотра и проверки ее элементов. Для этого можно обратиться в автосервис, где имеется всё необходимое для детальной диагностики. Но при наличии некоторого опыта продефектовать ходовую можно и самостоятельно.

Передняя подвеска первой принимает на себя удары в неблагоприятных дорожных условиях и потому уязвима в большей степени по сравнению с задней. Поэтому логично начать с нее. Для этого поднимите машину домкратом, а лучше установите на подъемник.

Во-первых, проверьте резиновую защиту (пыльники). Если она повреждена, значит внутрь попала грязь, и тогда защищаемым элементам может потребоваться ремонт.

Затем осмотрите амортизаторы. На них может присутствовать масляный налет, которые не должен вызывать беспокойства. Но если имеются масляные подтеки, значит амортизатор неисправен или близок к тому.

Проверьте пружины, нет ли переломов или трещин.

Раскрутите колесо. Если слышен гул или скрежет, значит нужно срочно менять ступичный подшипник. Если шум не слышен, прикоснитесь рукой к пружине — наличие вибрации на ней при вращающемся колесе говорит о том, что подшипник уже не в порядке.

Покачайте колесо вправо-влево. Если в рулевой рейке или наконечнике тяги имеется люфт, то вы услышите постукивание.

Покачайте колесо в вертикальном направлении. Если имеется посторонний звук, значит изношена шаровая опора.

Руками или с помощью монтировки покачайте в вертикальном направлении рычаг возле шаровой опоры, чтобы проверить наличие в ней люфта.

Далее проинспектируйте сайлентблоки. У них не должно быть трещин и деформации. С помощью монтировки покачайте их в продольном и поперечном направлении. Значительного люфта быть не должно, хотя небольшой будет присутствовать, поскольку в конструкции сайлентблока имеется резиновый элемент.

Наконец, проверьте, нет ли люфта во втулке стабилизатора поперечной устойчивости. Для этого раскачайте стабилизатор, просунув монтировку между ним и подрамником ближе к втулке. Не забудьте также проверить состояние стоек стабилизатора.

По ходу проверки проверяйте крепление элементов подвески и подтягивайте болты и гайки при необходимости.

Заключение

Хотя многие автомобили, которые ввозят и продают в нашей стране, имеют усиленную подвеску, это не всегда даёт ожидаемый эффект. Состояние дорог зачастую такое, что не спасают ни увеличенный дорожный просвет, ни пружины с повышенной упругостью. А если машину по таким дорогам водит человек, исповедующий агрессивный стиль вождения, то частые неприятности с ходовой частью ему обеспечены.

Детали сомнительного происхождения и низкая квалификация автомехаников, производящих обслуживание и ремонт, не добавят надежности подвеске вашего автомобиля.

Отсюда следует простой вывод — если хотите иметь как можно меньше проблем с ходовой, приучайтесь к сдержанной манере езды, по возможности избегайте плохих дорог, техобслуживание и ремонт проводите в надежных сервисных центрах, а запчасти выбирайте не столько по цене, сколько по качеству.

УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет
Центр допомоги
Телефон гарячої лінії:
+380 99 509 60 69