Неисправности ходовой части автомобиля. Признаки и причины
В статье:
- По ходу движения машину постоянно тянет в одну сторону
- Боковой крен и раскачивание в поворотах или при торможении
- Зигзагообразное движение на высокой скорости
- Значительные вибрации во время движения
- Посторонние шумы в подвеске
- Стук амортизатора
- Быстро или неравномерно изнашиваются покрышки
- Что такое "пробой" подвески
- Самостоятельная диагностика
- Заключение
В целом ходовая часть призвана обеспечить передвижение транспортного средства по дороге с надлежащим уровнем управляемости, безопасности и комфорта. Это критически важная часть машины, особенно в нашей стране, где дороги оставляют желать лучшего, а нередко и вовсе мало чем отличаются от бездорожья. Из-за плохого качества дорог именно ходовая часть является самой уязвимой во время движения. Неисправности могут появляться постепенно, по мере износа деталей, или возникать внезапно в результате попадания в яму или, к примеру, резкого наезда на бордюр.
Если вы заметили, что ухудшилась управляемость, машину тянет в сторону, возникают раскачивания, проседание или значительный крен в поворотах, появились скрипы, стуки или другие посторонние звуки, значит пора задуматься о состоянии подвески и проверить ее. Чем скорее вы это сделаете, тем меньше вероятность того, что дело дойдет до аварии или серьезной поломки.
Начните с самого простого — убедитесь, что с правой и левой стороны каждой оси стоят одинаковые покрышки. Проверьте давление в шинах, не исключено, что именно из-за недокачанных шин автомобиль ведет себя неправильно.
Рассмотрим отдельные симптомы нехарактерного поведения машины из-за вероятных проблем с ходовой.
По ходу движения машину постоянно тянет в одну сторону
Если автомобиль уводит влево или вправо, прежде всего нужно сделать две простые вещи:- убедиться в том, что давление в шинах правого и левого колеса одинаковое;
- проверить и отрегулировать углы установки колес (так называемый развал-схождение).
- Если с этим всё в порядке, но проблема остается, следует искать другую причину. Таковыми могут быть следующие:
- нарушена параллельность осей переднего и заднего моста;
- искривлены рычаги подвески; пружины подвески имеют различную жесткость;
- не отрегулирован зазор между тормозным диском и колодкой, и колесо в результате подтормаживает;
- изношен либо чересчур затянут подшипник в ступице одного из передних колес, что также может вызывать подтормаживание;
- колеса разбалансированы в силу различной степени изношенности покрышек.
Боковой крен и раскачивание в поворотах или при торможении
Такие симптомы могут возникать, если:- повреждена рессора или амортизатор;
- пружины имеют недостаточную упругость;
- неисправен стабилизатор поперечной устойчивости (чаще всего — изношенные втулки).
- Перечисленные неисправности нередко сопровождаются заметным скрипом.
Зигзагообразное движение на высокой скорости
В некоторых случаях из-за проблем с подвеской автомобиль может вилять из стороны в сторону при езде на большой скорости.Возможные причины:
- плохо затянутое колесо;
- деформированный обод;
- колесо разбалансировано;
- неравномерно накачанные шины;
- поврежден двойной рычаг подвески;
- повреждена или ослабла пружина;
- изношены ступичные подшипники;
- неисправен амортизатор.
Значительные вибрации во время движения
Вибрировать автомобиль может по многим причинам. Основные из них такие:- нарушена балансировка колес (биение);
- ослабло крепление колес;
- деформированы колесные диски;
- низкое или неодинаковое давление в шинах;
- разбиты или неправильно зажаты ступичные подшипники;
- неисправны амортизаторы;
- изношены рессоры;
- проблемы с шарнирами подвески или рулевого привода.
Посторонние шумы в подвеске
Очень часто подвеска шумит или стучит, сигнализируя о наличии следующих проблем:- значительная степень изношенности и / или недостаток смазки в шарнирных соединениях;
- сломана пружина;
- неисправны амортизационные стойки;
- износились сайлентблоки рычагов;
- имеются повреждения в рулевой рейке;
- деформирован обод колеса;
- разрушен или слабо зажат подшипник в ступице;
- разбалансировано колесо;
- деформированы колесные диски.
Стук амортизатора
Может возникать по следующим причинам:- амортизатор деформирован или отслужил свое и требует замены, стук может сопровождаться вытеканием из него масла;
- износились опоры или втулки крепления;
- ослабло крепление амортизатора.
Быстро или неравномерно изнашиваются покрышки
В первую очередь нужно:- убедиться, что шины накачаны равномерно;
- проверить, правильно ли установлены колеса — углы установки (развал-схождение), балансировка центра тяжести.
- поврежденные диски;
- изношенные втулки подвески;
- изношенные резинометаллические шарниры (сайлентблоки);
- деформированный рычаг подвески;
- плохая работа амортизаторов;
- неравномерное торможение.
Что такое "пробой" подвески
Иногда говорят о так называемом "пробое" подвески. Под этим обычно подразумевают резкий вертикальный удар по подвеске в тот момент, когда ее упругие элементы максимально сжаты. Пружины и рессоры при этом не способны погасить удар, а подвеска в результате может получить серьезные повреждения. Такое событие обычно сопровождается довольно громким звуком.
Если повезет, всё обойдется без серьезных последствий. Но могут выйти из строя сайлентблоки, опорный подшипник и верхняя опора стойки, сломаться пружина или амортизатор. Не исключено, что повредятся шины, деформируются диски, погнутся рычаги подвески.
Наиболее чувствительны к такому воздействию подвески, имеющие короткий ход на сжатие, жесткие амортизаторы и мягкие пружины.
После "пробоя" машина, скорее всего, останется на ходу, но ездить на ней, вероятно, станет не очень комфортно, да и небезопасно. Поэтому, если случилась такая неприятность, стоит посетить автосервис и провести полную диагностику ходовой части.
Самостоятельная диагностика
Выявить конкретные проблемы в подвеске возможно с помощью тщательного осмотра и проверки ее элементов. Для этого можно обратиться в автосервис, где имеется всё необходимое для детальной диагностики. Но при наличии некоторого опыта продефектовать ходовую можно и самостоятельно.
Передняя подвеска первой принимает на себя удары в неблагоприятных дорожных условиях и потому уязвима в большей степени по сравнению с задней. Поэтому логично начать с нее. Для этого поднимите машину домкратом, а лучше установите на подъемник.
Во-первых, проверьте резиновую защиту (пыльники). Если она повреждена, значит внутрь попала грязь, и тогда защищаемым элементам может потребоваться ремонт.
Затем осмотрите амортизаторы. На них может присутствовать масляный налет, которые не должен вызывать беспокойства. Но если имеются масляные подтеки, значит амортизатор неисправен или близок к тому.
Проверьте пружины, нет ли переломов или трещин.
Раскрутите колесо. Если слышен гул или скрежет, значит нужно срочно менять ступичный подшипник. Если шум не слышен, прикоснитесь рукой к пружине — наличие вибрации на ней при вращающемся колесе говорит о том, что подшипник уже не в порядке.
Покачайте колесо вправо-влево. Если в рулевой рейке или наконечнике тяги имеется люфт, то вы услышите постукивание.
Покачайте колесо в вертикальном направлении. Если имеется посторонний звук, значит изношена шаровая опора.
Руками или с помощью монтировки покачайте в вертикальном направлении рычаг возле шаровой опоры, чтобы проверить наличие в ней люфта.
Далее проинспектируйте сайлентблоки. У них не должно быть трещин и деформации. С помощью монтировки покачайте их в продольном и поперечном направлении. Значительного люфта быть не должно, хотя небольшой будет присутствовать, поскольку в конструкции сайлентблока имеется резиновый элемент.
Наконец, проверьте, нет ли люфта во втулке стабилизатора поперечной устойчивости. Для этого раскачайте стабилизатор, просунув монтировку между ним и подрамником ближе к втулке. Не забудьте также проверить состояние стоек стабилизатора.
По ходу проверки проверяйте крепление элементов подвески и подтягивайте болты и гайки при необходимости.
Заключение
Хотя многие автомобили, которые ввозят и продают в нашей стране, имеют усиленную подвеску, это не всегда даёт ожидаемый эффект. Состояние дорог зачастую такое, что не спасают ни увеличенный дорожный просвет, ни пружины с повышенной упругостью. А если машину по таким дорогам водит человек, исповедующий агрессивный стиль вождения, то частые неприятности с ходовой частью ему обеспечены.
Детали сомнительного происхождения и низкая квалификация автомехаников, производящих обслуживание и ремонт, не добавят надежности подвеске вашего автомобиля.
Отсюда следует простой вывод — если хотите иметь как можно меньше проблем с ходовой, приучайтесь к сдержанной манере езды, по возможности избегайте плохих дорог, техобслуживание и ремонт проводите в надежных сервисных центрах, а запчасти выбирайте не столько по цене, сколько по качеству.