УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет

Как выбрать ксенон

В статье:

Ксеноновые фары – последнее слово техники в автомобильном освещении. Ранее источником света служила обычная нить накаливания, однако ее недолговечность и разрывание даже при слабом ударе побудили человечество найти более приемлемый и надежный вариант светового элемента. И он был найден.

На самом деле, в устройстве ксеноновых ламп нет принципиального технологического прорыва. Такие лампочки представляют собой колбу с двумя электродами, заполненную инертным газом – ксеноном, который и служит источником света. Все ксеноновые лампочки различаются между собой лишь конфигурацией – типом цоколя, температурой свечения, рабочему напряжению и другим параметрам.

Как работают ксеноновые фары?

Процесс их работы можно назвать горением электрической дуги в инертном газе. На контакты, которые находятся внутри и располагаются друг напротив друга, подается очень высокий электрический разряд, под напряжением в 25 000 Вольт! Между контактами возникает электрическая дуга, которая в ксеноне начинает гореть ярким светом. Так как газ – инертный, он никак не влияет на контакты: то есть дуга не разрушает их, а проходит между ними.

Дуга горит недолго, и поэтому ее нужно постоянно подпитывать определенным напряжением, чем собственно и занимается «блок розжига». Именно он формирует такое напряжение, зачастую после розжига оно составляет 60 – 80 Вольт.

*Внутри колбы могут устанавливаться специальные отражатели, которые могут направлять свет в нужную сторону.

Многие задают вопрос – а почему ксенон загорается не сразу, а постепенно? Все просто – потому что нужно небольшой промежуток времени, чтобы дуга «зажглась» в газе. Обычно это от 5 до 7 секунд не больше.

Как работает блок розжига ксенона? Если взять характеристики блока розжига, то зачастую они составляют напряжение от 8 до 16 Вольт, сила потребляемого тока – от 3 до 6 Ампер, среднее потребление около 35 – 55 Ватт.

Возникает вопрос - где же напряжение в 25000 Вольт? Такое напряжение действительное есть – с одной стороны заходит низкое, а выходит очень высокое, но лишь на какие-то миллисекунды, которые и нужны для того чтобы поджечь газ. Это и есть принцип высоковольтного бока питания.

Виды ламп ксенона

Чтобы правильно выбрать ксеноновую лампу, стоит научиться читать маркировку на ней. Как правило, сначала идет фирма производитель, далее указывается цоколь лампы (D2S, Н1), мощность. В зависимости от конструктивного элемента установки (цоколя), ксеноновые лампы бывают нескольких серий.

Серия Н (H1, H3, H4, H8, Н7, H11, H10, H27(880/881)). Такие лампы работают от блоков розжига мощностью 35-55Вт. Ксеноновые лампы этой серии имеют разъемы AMP или KET, в зависимости от блоков розжига (неувязку с разъемами можно решить с помощью переходников KET-AMP). Лампы, их температуру свечения, подбирают в зависимости от функциональных особенностей фар, например:

  • для противотуманок больше подойдут лампы Н3, поскольку они малогабаритны.
  • лампа Н11 встречается в противотуманках японских авто.
  • H27(880 / 881) – в транспортных средствах корейских производителей.
  • лампы Н4 используются в авто с совмещенной оптикой, где дальний и ближний свет - одна лампа.
  • Н7 устанавливают в ближний свет, H1 может устанавливаться, как в ближний, так и в дальний свет автомобиля, а также применяются в биксеноновых линзах пятого поколения G5.

Серия D (D1R, D1S, D2R, D2S, D3S, D4S, D4R). Наиболее распространены такие лампы от компаний Osram и Philips. Они устанавливаются, как правило, в ближний свет фар. Им свойственна одна цветовая температура – 4300К. Для установки ламп с большей температурой свечения купить какой-то китайский аналог, но он может быть несовместим со штатными блоками розжига. Решить проблему конфликта оборудования поможет замена заводских балластов на обычные с адаптерами. Этот вариант не подойдет только для ксенона на основе цоколя D1S, в котором лампа совмещена с балластом. Поломка внутри блока ведет к замене всего комплекта, повреждение лампы влечет к затратам на балласт. Лампа D1R имеет специальное напыление, которое устраняет паразитное свечение, ксеноновые лампы D2S устанавливается в линзу, D2R тоже имеет оптическое напыление. Лампа с цоколем D4S не содержит ртуть, как все остальные, устанавливается только в линзу системы освещения автомобилей Lexus и Toyota.

Серия HB (HB2(9004), HB3(9005), HB4(9006), HB5(9007)). Конструктивных особенностей данные лампы не имеют. Их функционирование, как и цветовая температура свечения, аналогичны лампам с цоколем Н. Редко применяются HB5(9007) и HB2(9004). Ксенон с цоколем HB4(9006) используют в противотуманках и в ближнем свете, как и HB3(9005), но последнюю модель чаще используют в качестве дальнего света.

2.jpg

Как подобрать ксенон?

Первичная характеристика любой ксеноновой лампочки – цветовая температура излучения. Данный показатель измеряется в Кельвинах (К) и показывает интенсивность излучения света. В таблице ниже приведем диапазоны цветовых температур и область их применения.

Температура, К Интенсивность, Люмен Оттенок Область применения
3 200-3 500 Около 1 500 Желтоватый, похож на свет галогенной лампы Чаще используется в качестве противотуманок.
4 000-5 000 Свыше 3 000 Нейтральный тон, минимум визуальных искажений Оптимальны для основного освещения.
5 000-6 000 До 3 000 Белый с оттенками синего Практический эффект сниженный из-за высокого контраста. В некоторых странах запрещен
6 000- 12 000 До 2000 Черный, белый неестественный Декоративный свет. Не находит практического применения в автоосвещении

Обратите внимание, что более высокий уровень цветовой температуры вовсе не означает, что ксенон будет светить ярче. Напомним, что показатель цветовой температуры отражает спектр свечения, то есть каким светом будет светить лампочка. Свет разного спектра имеет разную длину волны, и неодинаково распространяется в различных погодных условиях.

3.jpg

Ксенон или биксенон? В конечном счете, выбор ксенонового освещения зависит от конструкции фар в вашем авто. Если фары сконструированы для подключения лампы с одной нитью накаливания, то вам подойдет обычный (стандартный) тип ксеноновых ламп. Если прежде в фарах использовались лампы с двумя нитями накаливания или у вас цоколь H4, значит вам необходим биксенон.

Отличие ксенона от биксенона заключается лишь в реализации самого освещения. Стандартная ксеноновая лампа обеспечивает лишь ближний свет, в то время как для дальнего используется свет галогенной лампы. Биксеноновые фары позволяют обеспечить ближний и дальний свет за счет специального устройства – экрана-лампы либо светящейся колбы, которая управляется электромагнитом, и передвигает лампу в положение ближнего либо дальнего освещения. Стоимость такой лампы выше и ее установка иногда требует вмешательства в штатную систему освещения.

Другой конструкционной особенностью ксеноновых ламп является тип цоколя. В большинстве европейских автомобилей встречается цоколь H1 и H7 для ближнего света, H1 для дальнего света и H3 – в противотуманках. В «японцах» чаще всего используется цоколь HB4 и HB3 для ближнего и дальнего освещения соответственно. А в американских авто можно встретить самые разные типы цоколей. Потому если вы не уверены в том, какой цоколь необходим именно для вашей машины, следует обратиться к инструкции либо выкрутить лампочку из фары и прийти с ней в магазин.

Обращаем внимание, что в случае установки ксеноновых фар вам, с большой вероятностью, придется заменить и рефлектор для фар. Обычный рефлектор рассеивает свет, в то время как для эффективной работы ксеноновой лампочки, свет от нее необходимо фокусировать иначе водители встречного транспорта будут подвергаться слепящему эффекту.

УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет
Центр допомоги
Телефон гарячої лінії:
+380 99 509 60 69
Ми в соціальних мережах