УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет

Как выбрать автомобильный домкрат

В статье:

Большинство людей знают, для чего предназначен домкрат. С его помощью можно поднять на некоторую высоту груз с весьма значительной массой. В отличие от других подъемных механизмов домкрат всегда размещается снизу. Без него не обойтись, если нужно заменить колесо или произвести какую-то работу под днищем кузова. Такое устройство обязательно имеется в комплектации любого нового автомобиля, и его всегда нужно держать в багажнике, ведь в дороге всякое случается. Но домкрат может сломаться или потеряться, иногда нужен второй экземпляр или имеющееся устройство просто неудобно в использовании. Вопрос выбора нового домкрата может поставить в тупик, особенно если такая покупка производится впервые.

Какие бывают домкраты

Практически все существующие домкраты относятся к трем основным категориям — механические, гидравлические и пневматические.

По конструктивному исполнению можно выделить пять наиболее распространенных типов домкратов:

  1. Винтовые
  2. Реечные
  3. Бутылочные
  4. Подкатные
  5. Надувные подушки (Selson air jack)

Винтовые и реечные подъемники являются чисто механическими устройствами, а в бутылочных и подкатных используется гидравлика.

В большинстве случаев устройства приводятся в действие вручную — с помощью рычага или вращения рукоятки. Но встречаются модели, которые работают от электромотора.

Винтовые подъемные устройства

Существует несколько разновидностей винтовых домкратов, но в первую очередь это ромбовидные модели, которыми чаще всего комплектуются легковые автомобили, а потому многим автомобилистам такие устройства хорошо знакомы.

Ромбовидный подъемник состоит из четырех рычагов и винта, соединяющего боковые вершины ромба. Принцип действия предельно прост — при вращении винта боковые вершины сближаются, а верх и низ расходятся, за счет чего и происходит поднятие груза, опирающегося на платформу в верхней части устройства.

Грузоподъемность в большинстве случаев не превышает 2 тонны. Для легковых авто этого вполне достаточно. Максимальная высота подъема в пределах 470 мм, а минимальный подхват — от 50 мм.

Такие домкраты весьма популярны среди автомобилистов благодаря ряду достоинств:

  • небольшой вес и размеры позволяют возить его в багажнике любого автомобиля;
  • простота и надежность конструкции определяют долгий срок службы (если, конечно, изделие надлежащего качества);
  • малая высота подхвата и достаточно большая максимальная высота подъема делает такое устройство пригодным для многих моделей автомобилей;
  • низкая цена.

Недостатков у ромбовидного домкрата тоже хватает:

  • относительно небольшая грузоподъемность;
  • небольшая площадь опоры и, как следствие, не слишком хорошая устойчивость, поэтому поднятый груз лучше дополнительно страховать подпорками;
  • не очень удобный механизм вращения винта;
  • необходимость регулярной очистки и смазки.

В продаже встречаются также легкие и компактные рычажно-винтовые устройства.

Такие домкраты стоят очень дешево, но у них имеются большие проблемы с устойчивостью, особенно на неровной поверхности. Падение машины не пойдет ей на пользу, но главное — это риск серьезной травмы человека.

Реечный домкрат

Реечный домкрат, он же хайджек (high-jack) или хайлифт (high-lift), отличается низкой высотой подхвата, большой высотой подъема — до полутора метров — и простым управлением. Подъемная платформа расположена в верхней части рейки, имеющей по всей своей длине ряд отверстий для фиксатора. Перемещение рейки с платформой осуществляется при помощи рычага. Режимы подъема и спуска переключаются перекидыванием рычажка фиксатора.

Существуют также реечные домкраты зубчатого типа. В них используется червячный механизм с храповиком, а приводится в действие он вращением рукоятки.

Хайджек имеет довольно большие габариты и вес. Такие устройства особенно популярны среди владельцев внедорожников, а также тех, кто управляет сельхозтехникой. Подобную технику реечный домкрат помогает вытаскивать из грязи. А для владельцев обычных легковушек это не лучший выбор.

Для реечного домкрата требуется твердое основание. В противном случае нужно обязательно подставлять специальную площадку, иначе пятка домкрата будет утапливаться в мягкий грунт. Устанавливать его нужно строго вертикально, а подъем и спуск осуществлять плавно, следя за отсутствием перекосов.

Реечный домкрат — не очень устойчивая подставка, поскольку имеет сравнительно маленькую площадь опоры. Поэтому поднятый груз необходимо подстраховать, например, бревном или кирпичами. И ни в коем случае не лезть под машину! Из всех видов домкратов реечный — самый травмоопасный.

Хайджек не рекомендуют смазывать, так как к маслу липнет грязь, из-за чего механизм может заклинивать.

Бутылочный

Бутылочный домкрат функционирует за счет гидравлики. Приводной насос создает в рабочем цилиндре давление масла, которое воздействует на плунжер, толкающий шток вверх. Шток со специальной площадкой в верхней части давит на груз, поднимая его. Наличие клапана не дает маслу перетекать обратно. Для защиты домкрата от повреждения в конструкции обычно присутствует дополнительный перепускной клапан, который открывается, если превышена допустимая нагрузка.

Кроме одноштоковых существует немало телескопических моделей с двумя, а иногда и с тремя штоками, которые выдвигаются один из другого подобно секциям телескопической антенны. Это позволяет увеличить максимальную высоту подъема примерно до 400...500 мм. Владельцам машин с высоким клиренсом стоит обратить внимание, например, на 6-тонники.

Высота подхвата таких устройств начинается с 90 мм, а грузоподъемность может достигать 50 тонн и более.

Бутылочные домкраты имеют немало преимуществ, которые обеспечили им широкое распространение. В их числе:

  • высокая грузоподъемность;
  • плавность хода;
  • точность остановки по высоте;
  • автофиксация;
  • незначительные трудозатраты;
  • небольшие размеры и вес позволяют возить его в багажнике.

Главные недостатки — небольшая высота подъема, малая скорость, сложности с точностью высоты опускания.

Хранение и перевозка гидравлических домкратов должны осуществляться только в вертикальном положении, чтобы исключить вытекание рабочей жидкости.

Подкатной

Подкатной домкрат также относится к гидравлическим подъемным устройствам. Принцип его действия принципиально не отличается от бутылочного. Грузоподъемность аналогичная. Высота подхвата в основном 130...140 мм, но бывает и меньше 90 мм. Высота подъема 300...500 мм.

Все преимущества бутылочных домкратов, перечисленные выше, характерны и для подкатных гидравлических подъемников. За исключением габаритов и веса. Подкатные устройства, за редким исключением, слишком велики и тяжелы для постоянной перевозки в легковом автомобиле.

К дополнительным достоинствам данного типа домкратов стоит отнести максимальную устойчивость, надежность, безопасность и удобство использования. Подкатной подъемник имеет платформу с колесами, благодаря чему он в процессе подъема груза заезжает под него. При этом, в отличие от всех других типов домкратов, исключено отклонение устройства от вертикали.

Однако для использования подкатных домкратов требуется ровная и твердая поверхность без камней и других посторонних предметов. Они идеальны для шиномонтажных мастерских и СТО. Для личного гаража имеет смысл приобрести такое устройство, если приходится часто менять колеса (себе, родственникам, знакомым) или производить определенные ремонтные работы. Если же домкрат используется от случая к случаю, лучше купить более дешевый бутылочный или ромбовидный.

Нужно учитывать и размеры гаража, узкий бокс может оказаться слишком тесным для подкатного подъемника. Для таких условий нужно выбирать модель с поворотным рычагом, чтобы можно было работать им параллельно автомобилю и стене. Дополнительным удобством может стать ножная педаль, ускоряющая процесс подъема груза.

Особенности выбора и использования пневматического домкрата

Пневмодомкрат по сути представляет собой надувную подушку из высокопрочного полимерного материала, которую подкладывают под кузов автомобиля. Шланг подключается к выхлопной трубе, и отработанные газы наполняют камеру пневмодомкрата, которая раздувается и поднимает машину. Наличие обратного клапана исключает произвольное сдувание подушки. Наполнять камеру можно также с помощью компрессора или баллона со сжатым воздухом. Для сброса давления имеется клапан, который открывается нажатием специального рычажка.

Наполнение происходит довольно быстро, а физические усилия практически не требуются, поэтому такой домкрат наверняка оценят женщины.

Значительная площадь опоры позволяет использовать пневмодомкрат для вытаскивания машины из грязи, снега или песка. А небольшая высота подхвата — около 150 мм — дает возможность применять устройство для автомобилей с низким клиренсом.

Многие модели пневмодомкратов оснащены подкатным устройством с колесиками, которое, во-первых, увеличивает высоту подхвата, а во-вторых, не очень удобно в снегу или песке. Это нужно учитывать при выборе конкретной модели.

Также стоит обратить внимание на наличие специальных пазов на подъемной площадке домкрата, которые исключают соскальзывание машины во время подъема или опускания. Желательно также, чтобы под подушкой снизу была металлическая площадка, это повысит общую устойчивость конструкции.

Срок службы пневматического домкрата определяется в первую очередь временем старения материала камеры, поэтому на его качество нужно обратить особое внимание.

К недостаткам следует отнести не слишком высокую устойчивость и сложность поддержания фиксированной высоты поднятия груза, поскольку из-за сжимаемости газа давление в разных участках камеры может отличаться. Существует также риск повреждения камеры острыми предметами во время использования или хранения.

Но, пожалуй, главный недостаток данного типа устройств — довольно высокая цена, из-за чего многие предпочтут более дешевые варианты.

Если у машины две выхлопные трубы, подушка наполняться не будет. Придется использовать другие способы накачки.

Что нужно учитывать при выборе домкрата для автомобиля

Подбирать домкрат можно по разным критериям, однако критически важны три основных технических параметра, которые всегда указаны на корпусе и упаковке домкрата. Это грузоподъемность, высота подхвата (зацепа) и максимальная высота подъема.

  1. Грузоподъемность — это максимальная масса, на подъем которой домкрат рассчитан без риска повреждения. Обычно указывается в тоннах. Нужно учитывать, что общая масса машины после ее поддомкрачивания распределяется на три колеса и домкрат. Чтобы иметь запас прочности, лучше выбирать устройство, которое выдержит как минимум половину массы нагруженного автомобиля. Излишняя грузоподъемность на функциональность не повлияет, но цена может оказаться выше. Увлекаться экономией тоже не стоит — подобные устройства не должны эксплуатироваться на пределе своих возможностей.
    Паспортная масса легковых автомобилей редко превышает полторы тонны, внедорожники могут весить 2...3 тонны.
  2. Высота подхвата. Это минимально возможное расстояние между основанием снизу и опорной площадкой домкрата сверху. От этого параметра зависит, можно ли будет подсунуть домкрат под конкретную машину с определенным клиренсом. При этом нужно учитывать возможную ситуацию со спущенным колесом, когда реальный дорожный просвет окажется меньше паспортного. Полностью выпустите из шины воздух и измерьте полученный клиренс — высота подхвата домкрата должна вписываться в полученное значение. Излишний запас здесь ни к чему, так как этот параметр связан с максимальной высотой подъема, которой должно хватить, чтобы колесо оторвалось от земли.
    Если у вас машина с низким клиренсом, стоит обратить внимание на т.н. зацепные модели. У них высота подхвата может быть 20...40 мм.
  3. Максимальная высота подъема — это то расстояние от точки опоры домкрата, на которое можно поднять автомобиль. Оно должно быть достаточным для вывешивания колеса.
  4. Масса и габариты. Они важны для устройства, которое будет постоянно находиться в машине.
  5. Усилие, которое требуется прилагать на рычаге или приводной рукоятке. Иными словами, сильно ли придется попотеть, чтобы поднять груз.
  6. Наличие резиновой прокладки потребуется, если машина не имеет специальных мест для установки подъемника.

Купив домкрат, не спешите укладывать его в багажник. Лучше сразу протестируйте и убедитесь в том, что он исправен, надежен и не подведет, когда возникнет необходимость его реального использования.

УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет
Центр допомоги
Телефон гарячої лінії:
+380 99 509 60 69