Как уберечь подвеску на плохой дороге
В статье:
- Какую выбрать скорость
- Как преодолеть препятствие и уберечь при этом подвеску
- Метод продольной (боковой) разгрузки
- Как влияет на подвеску низкопрофильная резина
- Стоит ли снижать давление в шинах
- Еще пара советов напоследок
Ни для кого не секрет, что качество наших дорог оставляет желать лучшего. К традиционным ямам и ухабам добавляются "лежачие полицейские", открытые люки и аварийные провалы. Ситуация многократно ухудшается весной, когда вместе со снегом и льдом с дорог уходит и асфальтовое покрытие.
В первую очередь в таких условиях страдает подвеска автомобиля. Именно она принимает на себя львиную долю нагрузки при ударах на поврежденной трассе.
Если научиться правильно управлять машиной на разбитой дороге, то можно значительно снизить риск ее повреждения. Во многих случаях это позволит сохранить здоровье и даже жизнь водителя и пассажиров.
Какую выбрать скорость
От стиля вождения во многом зависит, насколько долго подвеска вашего авто будет оставаться в исправном состоянии.
Многие водители даже небольшие препятствия предпочитают преодолевать, максимально притормозив до скорости пешехода.
Другие замечают, что, поддав газу, удается пролетать неровности с минимальным дискомфортом. Но всё это хорошо до тех пор, пока не налетишь на серьезную яму. Кроме того, при такой манере езды основная нагрузка переходит на шины, диски и подшипники ступицы, что способствует их повышенному износу.
Упругие элементы подвески способны гасить удары и тряску на поврежденной дороге. Однако они рассчитаны лишь на определенную нагрузку. При ее превышении удар передается кузову и его чувствуют те, кто находится в салоне. Если это происходит часто, износ деталей подвески происходит ускоренными темпами, а значит и ремонт не за горами.
Сила ударов напрямую определяется размерами препятствия, массой автомобиля и скоростью его движения. Из этих трех факторов в дорожной ситуации водитель способен повлиять только на скорость.
Спешить на разбитой трассе точно не стоит. Лучше ограничить скорость до 40 км/час. Во-первых, успеете вовремя заметить яму и безопасно ее объехать. Во-вторых, тот, кто едет позади вас, сможет среагировать на ваши экстренные действия и избежать столкновения.
Особенно осторожными следует быть водителям машин, оснащенных АБС. При резком торможении на яме такой автомобиль может потерять управляемость.
Следует также помнить, что резкое торможение является нарушением ПДД, если оно не вызвано необходимостью избежать ДТП. Неровности дорожного покрытия к таким случаям не относятся.
Как преодолеть препятствие и уберечь при этом подвеску
Максимально снизить риск повреждения подвески и колес позволяет метод динамической разгрузки. Он сводится к кратковременному резкому уменьшению нагрузки на колеса, которые проезжают трещину на дороге или "лежачий полицейский".
Если препятствие расположено поперек дороги, то используется способ поперечной динамической разгрузки. Он достаточно прост и доступен даже не очень опытному водителю.
В момент наезда на препятствие нужно максимально снизить нагрузку на переднюю ось. Для этого перед самой ямой или бугром следует отпустить педаль тормоза. При этом нагрузка резко перейдет на заднюю подвеску, а амортизаторы и пружины передней оси разожмутся. Эффект усилится, если в этот момент нажать на газ.
Когда передние колеса проедут препятствие, педаль газа нужно отпустить и снова нажать на тормоз, чтобы разгрузить уже заднюю ось.
Если скорость и так не высока, то непосредственно перед препятствием следует резко надавить на тормоз и тут же отпустить педаль. В этом случае также произойдет разгрузка передней оси, что позволит благополучно проехать яму.
Если этого не сделать и продолжать тормозить до последнего, то удар о препятствие произойдет в тот момент, когда автомобиль наклонен вперед, передняя подвеска находится под максимальной нагрузкой, а пружины предельно сжаты. Понятно, что риск повреждения при этом резко возрастает. Последствия могут оказаться даже хуже, чем в случае, если вообще не тормозить.
Если позволяет дорожная обстановка, "лежачего полицейского" можно переехать одной стороной машины или под углом так, чтобы колеса переезжали через препятствие по очереди. Толчок снизу будет в этом случае гораздо мягче, нежели фронтальный удар по подвеске.
Метод продольной (боковой) разгрузки
Этот способ значительно сложнее. Его не всегда удается осуществить без неприятных последствий даже опытным водителям. Не следует отрабатывать его в конкретных дорожных условиях, так как это связано с риском для других участников движения и пешеходов. Лучше поучиться на безопасном полигоне на курсах по контраварийному вождению.
Тем не менее водители нередко используют его инстинктивно, не задумываясь. Суть метода в том, чтобы перераспределить нагрузку на левую или правую сторону машины, в зависимости от того, с какой стороны находится выбоина на дороге.
Нужно резко и кратковременно повернуть руль в ту сторону, на которой возникло препятствие, а затем немедленно вернуть его в прежнее положение. При этом происходит имитация вхождения в поворот. Сторона машины, которая оказывается на внешней стороне дуги поворота, нагружается больше. А та сторона, где обнаружилась яма или открытый люк, разгружается.
Необходимо помнить, что это рискованный маневр, который может привести к заносу и потере управляемости. В случае, если препятствие выпуклое, возможно даже опрокидывание автомобиля. Поэтому лучше не применять этот метод без крайней необходимости.
Как влияет на подвеску низкопрофильная резина
Любители быстрой езды стараются установить на свои авто низкопрофильные шины с повышенными скоростными характеристиками. Такие покрышки обеспечивают повышенную управляемость и устойчивость машины, а также лучшее сцепление с дорожным покрытием, особенно при прохождении поворотов.
Всё это может быть оправдано на хороших европейских автобанах. У нас реальности совсем иные. Езда на низкопрофильной резине по нашим дорогам чревата серьезной аварией.
Низкопрофильные покрышки в гораздо меньшей степени гасят удары на разбитой дороге. Соответственно, больше достается элементам подвески. Убить ходовую можно всего за год. А легкосплавные диски с низкопрофильными шинами при попадании в яму могут бесповоротно выйти из строя.
Поэтому если хотите уберечь подвеску своего автомобиля от преждевременной поломки, не ставьте низкопрофильную резину, а используйте стандартные покрышки.
Стоит ли снижать давление в шинах
Некоторые водители утверждают, что если немного приспустить шины, ездить по колдобинам будет заметно легче.
Это действительно так, нагрузка на ходовую часть при этом снизится. Однако специалисты не рекомендуют применять такой прием.
Во-первых, покрышки будут быстро изнашиваться, а при попадании в яму и вовсе могут повредиться.
Во-вторых, недокачанные шины негативно скажутся на управляемости машины. Итогом может стать занос, вылет с трассы и другие неприятности.
Еще пара советов напоследок
Старайтесь не заезжать в лужу — под ней может скрываться глубокая яма или открытый люк.
Возите с собой в багажнике несколько кирпичей, небольшой мешок с песком или что-нибудь иное, чем можно будет заложить яму, которую невозможно преодолеть.