Как рассчитать расходы на автомобиль
В статье:
- Первоначальные разовые выплаты
- Регулярные платежи, не зависящие от использования авто
- Расходы на топливо
- Ремонт и обслуживание
- Прочие затраты
- Прочие затраты
- Возможности экономии
Попробуем разобраться, с какими финансовыми сюрпризами придется столкнуться тем, кто решит стать владельцем транспортного средства. Правильная оценка предстоящих расходов поможет сделать адекватный выбор и приобрести автомобиль по средствам. В противном случае затраты на содержание машины могут лечь непосильным бременем на личный или семейный бюджет.
Первоначальные разовые выплаты
Эти расходы поддаются более или менее точному предварительному расчету. Хотя для новичка здесь могут быть первые сюрпризы. Машину ведь нельзя просто купить и пользоваться. Ее нужно зарегистрировать, то есть поставить на учет и получить номера и техпаспорт. Постановка на учет — удовольствие платное.
Услуги сервисного центра по оформлению регистрации автомобиля, произведенного в СНГ, обойдутся в 153 гривны, иномарки — в 190 гривен.
Бланк техпаспорта стоит 219 гривен.
Стоимость новых номерных знаков — 172 гривны. В случае перерегистрации подержанного автомобиля можно оставить старые номера и немного на этом сэкономить.
Если необходимо определить цену подержанной машины, придется пригласить сертифицированного оценщика. За его услуги нужно будет заплатить около 300 гривен.
Криминалистическая экспертиза не обязательна при постановке транспортного средства на учет, но может быть проведена по желанию покупателя. Это обойдется еще в 270 гривен.
Если речь идет о новом автомобиле, купленном в автосалоне, или подержанной машине, пригнанной из другой страны, то еще одним обязательным платежом будет отчисление в Пенсионный Фонд Украины. Для машины, приобретенной в салоне, сбор составит от трех до пяти процентов ее реальной цены. Для ввозимого б/у автомобиля процент будет исчисляться, исходя из суммы его оценочной стоимости, ввозной пошлины и акцизного сбора. Отчисления в ПФ для каждого конкретного транспортного средства платятся один раз, при дальнейших перепродажах и переоформлениях на территории Украины данный сбор платить не нужно.
Указанные выше суммы могут периодически меняться, но для ориентировочной оценки первичных расходов вполне годятся. Следует только учесть, что определенную комиссию за перечисление денег возьмет банк.
И кстати, штраф за несвоевременную постановку транспортного средства на учет составляет 170 гривен. Повторные подобные нарушения будут стоить до 510 гривен. Чтобы эти деньги не добавились к первоначальным расходам, связанным с приобретением авто, зарегистрировать его нужно в течение 10-ти дней с момента оформления покупки.
Регулярные платежи, не зависящие от использования авто
Если вы являетесь владельцем транспортного средства, то вам предстоят некоторые регулярные расходы, которые не зависят от того, используете ли вы машину по 12 часов в сутки или совершаете две-три короткие поездки в месяц.
К таким платежам относятся транспортный налог и страховки ОСАГО и КАСКО.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Ставка транспортного налога в Украине составляет 25 тысяч гривен. Именно такую сумму придется заплатить раз в год за каждый автомобиль, подлежащий такому налогообложению. Но платить его должны не все. Если вы владелец машины, возраст которой не более пяти лет и чья среднерыночная стоимость превышает 375 минимальных зарплат, то не позднее 1 июля отчетного года вам пришлют налоговое уведомление. В течение 60-ти дней вы должны будете расстаться с указанной выше суммой, перечислив ее в бюджет государства. На сайте Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины можно ознакомиться с полным списком моделей авто, которые подлежат обложению транспортным налогом. А порядок его уплаты регулируется статьей 267 Налогового кодекса Украины. Единственный способ избежать данной статьи расходов — приобрести автомобиль поскромнее и подешевле. В 2019 году пороговая сумма составляет 1 миллион 564 тысячи 875 гривен.
ОСАГО
Обязательное страхование автогражданской ответственности, в народе "автогражданка" или "автоцивилка". Наличие ОСАГО избавит вас от непредвиденных денежных потерь в случае, если вы станете виновником ДТП и нанесете ущерб другому транспортному средству или здоровью людей. Расходы на лечение пострадавших и ремонт поврежденного автомобиля возместит страховая компания. Но при этом сам виновник ДТП будет лечиться и восстанавливать собственную машину за свой счет.
Как видно из названия, этот вид страхования является обязательным для любого владельца транспортного средства. Ездить без него нельзя, нарушители караются штрафом до 850 гривен. Оформляется полис ОСАГО сроком на один год. Стоимость его рассчитывается по довольно сложной формуле с учетом типа ТС, водительского стажа, безаварийности езды и некоторых других факторов. В большинстве случаев автогражданка обойдется вам в 1000...1500 гривен. В некоторых случаях возможно оформление краткосрочной страховки. Например, если вы только что приобрели и еще не поставили автомобиль на учет, можно купить полис автогражданки на срок от 15 дней.
Впрочем, наличие автоцивилки проверяют лишь в случае ДТП или во время оформления протокола о нарушении ПДД. Это дает возможность некоторым автолюбителям уклоняться от покупки полиса ОСАГО. Экономия весьма сомнительная, так как можно угодить в чрезвычайно сложную финансовую ситуацию в случае совершения ДТП по вашей вине. Если при этом пострадает дорогой автомобиль, сумма ущерба может оказаться очень и очень крупной.
КАСКО
В отличие от автогражданки этот вид страхования абсолютно добровольный. Оформлять полис КАСКО или нет, каждый автовладелец решает сам. Но его наличие позволит вам рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного ВАШЕМУ транспортному средству в результате ДТП, стихийного бедствия, угона, умышленного повреждения вандалами и других обстоятельств. Стоимость полиса КАСКО и суммы выплат по страховым случаям определяются договором со страховой компанией.
Расходы на топливо
Если с первоначальными выплатами, налогами и страховками всё относительно ясно, то текущие эксплуатационные расходы рассчитать заранее весьма сложно, особенно начинающему автомобилисту. Их неправильная оценка может привести к покупке автомобиля, который в итоге окажется слишком дорогим в эксплуатации.
Главная статья текущих расходов — топливо. Потребление горючего определяется литражом двигателя, его экономичностью, а также условиями эксплуатации. Подержанное авто может расходовать несколько больше топлива в зависимости от состояния двигателя, системы питания, фильтров и прочего.
Оценить расходы на горючее можно, прикинув ориентировочное расстояние, которое будете проезжать в среднем в месяц, режим езды (город или загородные трассы) и заявленное (паспортное) среднее потребление топлива на 100 километров пробега для рассматриваемого автомобиля. Фактором X остается стоимость топлива на АЗС, которая может измениться непредсказуемым образом в зависимости от состояния экономики и политических событий в стране и мире.
Ремонт и обслуживание
Техническое обслуживание производится через определенные промежутки времени. Для нового авто без пробега расходы на обслуживание можно прикинуть на несколько лет вперед, поскольку регулярное ТО и замена расходников предусмотрена в условиях гарантии.
Если же приобретена подержанная машина, то ей, как минимум, потребуется полное ТО с заменой всех расходных деталей и материалов. Рассчитать заранее расходы на обслуживание и ремонт бывшего в употреблении авто весьма сложно. Не исключено, что оно имеет скрытые "сюрпризы", которые проявятся через некоторое время и потребуют серьезного и дорогостоящего ремонта. Особенно осторожным нужно быть при покупке подержанной машины некогда престижной и дорогой марки — ее ремонт способен разорить вас.
В целом, чем дороже автомобиль, тем выше эксплуатационные расходы. Не уверены в своих финансовых возможностях — покупайте машину поскромнее, особенно если делаете это впервые. В этом отношении автомобили китайского производства могут оказаться удачным приобретением для людей с ограниченными финансовыми возможностями и тех, кто покупает свою первую машину. Они не только стоят недорого сами по себе, но и вполне доступны по стоимости обслуживания и ремонта.
Прочие затраты
Машину нужно где-то оставлять. Хорошо, когда имеется собственный гараж. Однако с этим повезло далеко не всем. Если авто недорогое, можно рискнуть ставить его возле дома под открытым небом. Но тогда оно будет подвергаться разрушающему воздействию влаги — проще говоря, ржаветь. Вандалы, воры и угонщики тоже будут иметь к нему доступ. Поэтому лучше подыскать место на платной парковке или арендовать гараж. Стоимость может сильно отличаться в зависимости от города и конкретного места размещения. К примеру, в Одессе место на охраняемой автостоянке стоит 600...800 гривен в месяц, а аренда гаража обойдется от одной до двух тысяч.
По мере износа шин их придется менять. Самые дешевые стоят 700...800 гривен за единицу, но цены на резину нормального качества начинаются примерно от 1000...1100 гривен. В большинстве случаев нужно иметь два комплекта — летний и зимний. Можно немного сэкономить, покупая резину со скидкой, летнюю — осенью, зимнюю — весной. А вот экономить, приобретая подержанные шины, не стоит. Они уже изношены и к тому же могут иметь внутренние повреждения, полученные в ходе эксплуатации. Такая резина вряд ли прослужит долго.
По правилам дорожного движения автомобиль в обязательном порядке должен быть оснащен аптечкой, огнетушителем, буксировочным тросом и знаком аварийной остановки. Комплект этих принадлежностей стоит 400...500 гривен. Более дорогие наборы могут включать в себя необязательные, но весьма полезные вещи — светоотражающий жилет, перчатки, противооткатный упор, стартовые провода. При покупке обратите внимание на срок годности компонентов набора, особенно, огнетушителя.
Зимой в аварийной ситуации могут очень выручить термоодеяло, скребок, омыватель стекол и двусторонний трак для обеспечения сцепления покрышек с обледеневшим или заснеженным дорожным покрытием. Эти предметы обойдутся примерно в 200...300 гривен.
Простейшая односторонняя сигнализация стоит от 600 до 1000 гривен. Цены на двусторонние комплекты начинаются с полутора тысяч, с GSM-модулем для связи с мобильным телефоном — от двух с половиной тысяч. В зависимости от функционала, наличия модуля GPS и различных датчиков стоимость сигнализации может достигать 20...25 тысяч гривен. И это без учета затрат на монтаж системы.
Если есть необходимость и желание, автомобиль можно доукомплектовать различными полезными и приятными вещами — кондиционером, аудиосистемой, видеорегистратором, GPS-навигатором, декоративной подсветкой. Но всё это приобретается по потребностям и финансовым возможностям автовладельца.
Возможности экономии
Потребление горючего зависит от состояния двигателя и прочих систем автомобиля. Из-за изношенного силового агрегата перерасход топлива может достигать 10...20%. Забитые фильтры добавят еще 5...10%. Неисправные свечи зажигания, загрязненные форсунки и топливные магистрали, неотрегулированный развал/схождение, ненормальное давление в шинах, заклинившие тормозные колодки — всё это способствует лишнему расходу горючего. Отсюда вывод — следите за техническим состоянием мотора и прочих узлов вашего "железного коня", вовремя реагируйте на подозрительные признаки и устраняйте неполадки.
Уменьшив вес машины, можно также снизить расход топлива. Не возите с собой лишние вещи, инструменты, которые могут понадобиться только в гараже. Разгрузив авто на 40...50 килограммов, можно сэкономить примерно 2...3 процента горючего. Это не так мало, как может показаться на первый взгляд. Избегайте полной нагрузки, в таком режиме потребление горючего возрастает примерно на четверть.
Не злоупотребляйте холостым ходом, это не самый экономичный режим работы мотора.
Выключайте лишние потребители электроэнергии, в которых нет необходимости в данный момент.
Время от времени машину приходится мыть или подвергать химической чистке. В большинстве случаев от услуг автомойки можно отказаться. Помыть и почистить авто вы можете самостоятельно. Это отнимет некоторое время, но позволит сэкономить деньги.
Водите аккуратно, соблюдайте ПДД, и вы избежите такой неприятной статьи расходов, как штрафы.
Откажитесь от резкой, агрессивной манеры вождения. В итоге вы будете меньше тратить на горючее, смазку, ремонт и запчасти. Вероятно, это самый эффективный способ снизить эксплуатационные расходы и сохранить машину в хорошем состоянии.