УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет

Амортизаторы. Проверка исправности

В статье:

Подвеска любого автомобиля имеет в своем составе упругие элементы, которые сглаживают неприятное воздействие при ударах о неровности дорожного полотна. Такими элементами в первую очередь являются пружины и рессоры. Без них езда на машине по уровню комфорта напоминала бы передвижение на телеге, а сам автомобиль довольно быстро начал бы разваливаться из-за постоянной сильной тряски и вибраций.

Однако применение пружин и рессор имеет свою оборотную сторону, вызывая весьма значительные вертикальные и горизонтальные раскачивания. Подобные колебания существенно снижают управляемость и могут приводить к опасным ситуациям, например, опрокидыванию автомобиля. Для сглаживания таких колебаний используют амортизаторы или амортизационные стойки. Если амортизатор сломан, машина останется на ходу, однако постоянные раскачивания будут изрядно утомлять водителя. Это также негативно отразится на эффективности торможения и износе покрышек.

Амортизатор и стойка. Разберемся с конструкцией и терминологией

Многие убеждены, что амортизатор — это всего лишь упрощенный термин для амортизационной стойки. Однако это не совсем так.

Амортизатор обычно имеет цилиндрическую конструкцию. Внутри корпуса располагается поршень со штоком. Внутреннее пространство наполнено вязкой жидкостью (маслом), иногда вместо жидкости применяют газ. Устройство работает на сжатие и при этом способно выдерживать весьма существенные нагрузки.

Когда подвеска автомобиля смещается в вертикальном направлении, поршень воздействует на жидкость, в результате чего она медленно перетекает из одной части цилиндра в другую через мелкие поры в поршне. Колебания при этом гасятся.

Часто используется двухтрубная конструкция, в которой трубки располагаются одна в другой. В этом случае жидкость переходит из первой трубки во вторую через клапан.

Амортизационная стойка включает в себя телескопический амортизатор в качестве основной детали. Во многих случаях, хотя и не всегда, на него надевается стальная пружина, которая выступает в роли рессоры. Посредством опорного подшипника стойка сверху подсоединяется к кузову. Снизу она прикрепляется к поворотному кулаку, для этого используется резинометаллический шарнир (сайлент-блок). Благодаря такой конструкции обеспечивается подвижность не только в вертикальном, но и горизонтальном направлении. В итоге амортизационная стойка выполняет сразу несколько функций — гашение вертикальных и горизонтальных колебаний, подрессоривание корпуса автомобиля и свободу ориентации колес.

Без имени-1-восстановлено.jpg

Оценка состояния амортизаторов по поведению машины в движении

О том, что амортизатор не в порядке, могут говорить косвенные признаки, которые появляются во время движения. К таким симптомам относятся:

  • автомобиль довольно сильно раскачивается или кренится, особенно заметным такое проявление становится в повороте или во время торможения;
  • иногда из-за неисправного амортизатора машина на высокой скорости может вилять вправо-влево;
  • в движении ощущаются заметные вибрации.

В целом при неисправных амортизаторах управляемость автомобилем существенно ухудшается, а тормозной путь увеличивается.

Другие проявления неисправности

Нередко о своем выходе из строя амортизатор сообщает стуком. Чаще всего он слышен при разгонах, торможении и в поворотах. Иногда он возникает из-за деформации корпуса. Весьма часто стук в амортизаторе сопровождается вытеканием из него масла. Стучать может и в тех случаях, когда ослабло крепление.

Косвенным признаком плохой работы амортизаторов может быть повышенный либо неравномерный износ покрышек.

Как проверить, в порядке ли амортизатор

Многие для проверки пытаются резко раскачать машину и смотрят, как затухают колебания. Если раскачать вообще не удается, вероятно заклинил шток. Если авто качнется более двух раз, то можно однозначно сказать, что амортизатор пора менять.

Но если колебания прекратятся сразу, то это абсолютно ничего не говорит о степени его работоспособности. Амортизатор может быть в прекрасном состоянии, а может находиться на грани выхода из строя. Дело в том, что при ручном раскачивании невозможно создать реальные нагрузки, которые устройство испытывает в процессе движения.

Кое-что можно выяснить при визуальном осмотре. На зеркальной поверхности штока не должно быть следов коррозии, которая способна затруднить свободный ход поршня. Если корпус даже незначительно деформирован, поршень может стучать или вовсе заклинить. На корпусе возможно присутствие небольшого масляного налета, это можно считать нормальным. Но если вы заметили явные следы подтекания масла, то это уже тревожный знак. Попробуйте протереть корпус сухой ветошью и еще раз проверьте спустя несколько дней. Если амортизатор течет, какое-то время вы еще сможете ездить, но сколько это продлится, заранее сказать нельзя.

Без имени-1.jpg

Существуют специальные вибростенды, на которых можно провести диагностику и оценить состояние амортизаторов. Но здесь имеются нюансы, которые в итоге могут сильно исказить результат. Вибростенд должен учитывать модель и возраст машины, тип подвески, степень износа других элементов, давление в шинах, углы установки колес и некоторые иные данные. В противном случае результат диагностирования может оказаться не совсем достоверным. Свою погрешность может внести и алгоритм проверки, применяемый на данном конкретном стенде.

Если ездить с неисправным амортизатором

Неисправность этого демпфирующего элемента обычно позволяет машине оставаться на ходу. Тем не менее игнорировать ситуацию ни в коем случае не следует.

Во-первых, раскачивающимся автомобилем трудно управлять.

Во-вторых, существенно снижается безопасность — становится длиннее тормозной путь, повышается вероятность опрокидывания, из-за подскакивания на неровностях то и дело теряется контакт колес с дорогой.

В третьих, растет нагрузка на другие элементы подвески, а значит ускоряется их износ. Игнорируете неисправность амортизатора — будьте готовы к выходу из строя ступичных подшипников, рычагов и других деталей. Интенсивнее будут изнашиваться колодки и тормозные диски. И, конечно, ускоренными темпами будут стираться шины.

Если решили заменить амортизатор, убедитесь в исправности подвески в целом, проверьте сайлент-блоки, шаровые опоры. Их изношенность может способствовать сокращению срока службы амортизатора и вам придется менять его снова раньше времени.

Не забывайте также, что задние или передние амортизаторы нужно менять попарно.

УкраїнськаРосійська
Вiтаємо, увiйдiть в кабiнет
Центр допомоги
Телефон гарячої лінії:
+380 99 509 60 69